Стендаль

     Литературный календарь - 2018

                        Стендаль

На свете есть два несчастья: несчастье неудовлетворенной
страсти и несчастье смертельной тоски.
Фредерик Стендаль

Лишь немногие лгали больше и мистифицировали мир охотнее,
чем Стендаль; лишь немногие полнее и глубже него говорили правду.
Стефан Цвейг

Литературный календарь ЧОУНБ 2018. Стендаль

Стендаль – выдающийся французский писатель, философ XIX века. Создатель психологического реалистического романа.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле, в семье адвоката. Мать умерла, когда ему не было и семи лет, а отец не уделял достаточно внимания и любви своему сыну. Близки ему были сестра Полина, моложе его на три года, и дед, доктор медицины, вольтерьянец и демократ, собственно воспитавший будущего писателя.

В 1797 г. мальчика отдали в Центральную школу Гренобля, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри Бейль усердно занимался математикой, видя в этом единственную возможность вырваться из-под власти отца. В возрасте шестнадцати лет ему удалось добиться разрешения покинуть родной дом, чтобы учиться в парижском Политехническом институте.

Некоторое время будущий писатель служил в военном министерстве, затем записался добровольцем в армию и сопровождал в качестве интенданта армию Наполеона Бонапарта в Италию, Германию, Австрию, Польшу. Удалось ему побывать и в России, где он стал свидетелем Бородинского сражения 1812 г. и пожара Москвы. Испытал ужасы зимнего отступления французской армии из России.

Литературный календарь ЧОУНБ 2018, СтендальПосле падения Наполеона Анри, воспринявший негативно режим «Реставрации», уезжает в Италию и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве и сыграла большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Новая родина вдохновила его на целый ряд произведений – «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), «История живописи в Италии» (1817), «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянская хроника». А книгу «Рим, Неаполь, Флоренция» (1817) впервые подписывает псевдонимом Стендаль. Наконец, Италия дала ему сюжет одного из значимых его романов «Пармская обитель» (1839), который он написал за 52 дня.

В 1821 г. Стендаль, заподозренный в участии в организации карбонариев, был вынужден покинуть Италию и вернулся во Францию.  Период с 1822 по 1830 г. – это время активной публицистической деятельности. Живя в Париже, он написал трактат «О любви» (1822), свою важнейшую работу по эстетике «Расин и Шекспир» (1823–1825), «Жизнь Россини» (1824), «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”» (1830), повесть «Ванина Ванини» (1829) и свой первый роман «Арманс» (1827). После Июльской революции 1830 г. назначен консулом в итальянском городе Триест, а в 1831 г. – в Чивитавеккья, где служил до конца жизни, изредка посещая Францию.

Литературный календарь ЧОУНБ 2018, СтендальПолитические и эстетические взгляды писателя наиболее полно воплотились в его лучшем романе «Красное и черное» (1831), который полностью раскрыл его писательские возможности и стал образцом французского реализма. Прототипом главного героя Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 г. был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у автора трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху «Реставрации». Проницательность ума и сила воображения Стендаля позволили ему прекрасно передать лицемерие, лживость мещанства, непримиримость противоречий мещанского строя.

В последние годы писатель обратился к автобиографическим сочинениям: «Воспоминания эгоиста» (1832), «Жизнь Анри Брюлара» (1836), «Записки туриста» (1838). Сюжеты из итальянских рукописей XVI–XVII вв., с которыми он имел возможность ознакомиться, изучая архивы «Папской области», легли в основу новелл «Ченчи» (1837), «Виктория Аккорамбони» (1837), «Аббатиса из Кастро» (1839) и др. Романы о Франции эпохи Июльской монархии «Люсьен Левен» и «Ламьель» не были закончены.

Непризнанный современниками, Стендаль умер 23 марта 1842 г. во время очередного приезда в Париж. На надгробной плите, по его завещанию, были высечены слова: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Цитаты:

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Стыдливость – мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца – любви.

В уединении можно приобрести все что угодно, кроме характера.

Вот уж поистине несчастье нашего века: даже самые отчаянные сумасбродства не излечивают от скуки.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Екатерина Черепанова,
ведущий библиограф ИБО



Наверх