Владимир Сергеевич Соловьев

     Литературный календарь - 2018
     Владимир Сергеевич Соловьев  

Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.
Владимир Соловьев

                                                                                                                                                                     Владимир Сергеевич Соловьев в   современном культурном сознании отошел от первого плана. Его знают специалисты-философы, люди, интересующиеся историей русской философии, в которой он, занимает, пожалуй что, первое место. Соловьев – первый русский философ, создавший свою систему.
Борис Парамонов

Литературный календарь ЧОУНБ 2018. Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьёв – русский религиозный мыслитель, философ, мистик поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900).

 Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Владимир Соловьёв родился в Москве 28 января 1853 г., в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать – Поликсена Владимировна – принадлежала к дворянской семье Романовых. Начальное образование он получил в гимназии, закончив которую, в 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перешел на историко-филологическое отделение. В студенческие годы увлекся спиритизмом. Окончив университет в 1873 г., по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 г. переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.

В 21-летнем возрасте написал магистерскую работу «Кризис западной философии». Защита состоялась 24 ноября 1874 г. в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего он получил звание штатного доцента философии и один семестр читал лекции в Московском университете. В мае 1875 г. отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее, оттуда в октябре уехал в Египет (Каир), где пробыл 4 месяца.

Летом 1876 г. вновь приступил к преподаванию в Московском университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 г.  покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете.

В апреле 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В марте 1881 г. он прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, считают причиной его ухода из университета, хотя дело осталось без серьёзных последствий.

Со временем Владимир Соловьев целиком отдаётся написанию произведений богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но вместо этих запланированных трёх томов в 1886 г. вышла работа «История и будущность теократии», а в 1889 г., уже на французском языке, в Париже, – «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни возвращается к философии, ведет редактирование философского отдела энциклопедии издательства Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

К концу 1890-х гг. здоровье Владимира Соловьева стало заметно ухудшаться. Врачи определили у него атеросклероз, цирроз почек, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. После двухнедельной болезни Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 г. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.

ЦИТАТЫ

Таким образом, в человеке святом актуальное благо предполагает потенциальное зло: он потому так велик в своей святости, что мог бы быть велик и во зле; он поборол силу зла, подчинил ее высшему началу, и она стала основанием и носителем добра. Потому-то народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих, народ, в котором должен был родиться новый духовный человек.

                                                                                                       «Чтения о Богочеловечестве»

Будучи религиозным человеком, он был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником.

                                                                                                «Три речи в память Достоевского»

Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью.

                                                                                                                               «Смысл любви»

О, Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

«Мчи меня, память»

 Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

 Материал подготовила Наталья Андросенко,
библиотекарь ОЭР


Наверх