Александр Островский «Бесприданница»

       Литературный календарь - 2018
  Александр Островский «Бесприданница»
                            Книга-юбиляр – 140 лет

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.
Александр Островский

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Островский «Бесприданница»
 

Заказать книги в ЧОУНБ
Читать в библиотеке ЛитРес*
Слушать в библиотеке ЛитРес

Один из шедевров Александра Николаевича Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув ее написание, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями.  «Бесприданница» впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1879 г. № 1.

В начале семидесятых годов XIX в. Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда. По долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему, как писателю, богатый литературный материал для новых произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, местный житель Кинешемского уезда.

«Бесприданницей» открывается творчество позднего Островского, посвященное эпохе «бешеных денег». Драма отражает вторжение «времени Европы» на пространства России. На смену «захолустья» уездной «глуши» явился вымышленный Бряхимов – большой губернский город на Волге, живущий современной деловой жизнью по столичным образцам. Как и многие произведения Островского – это «купеческая» пьеса. Ведущее место в ней занимают излюбленные мотивы драматурга (деньги, торговля), традиционные типажи, встречающиеся практически в каждой его пьесе (купцы с их куражом, мелкий чиновник, девушка на выданье и ее мать, стремящаяся «продать» дочь подороже, провинциальный актер). Интрига напоминает ранее использованные сюжетные ходы: за Ларису Огудалову борются несколько соперников, у каждого из которых собственный «интерес» к девушке. Лариса – центральный персонаж пьесы, не только красивая «вещь», бесстыдно выставленная на аукцион ее матерью Харитой Игнатьевной и «покупаемая» богатыми купцами города Бряхимова, она человек, богато одаренный, мыслящий, глубоко чувствующий, понимающий нелепость своего положения. Но в тоже время натура противоречивая: ей хочется и высокой любви, и богатой, красивой жизни. В драматической судьбе героини переплелись трагедия несбывшейся любви и мещанский фарс, тонкая психологическая драма и жалкий водевиль.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Островский «Бесприданница»Ведущий мотив пьесы – не власть среды и обстоятельств, а мотив ответственности человека за свою судьбу. Это, прежде всего, драма о любви, которая в «Бесприданнице» – символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость. В жизни Ларисы настоящую любовь вытеснила любовь-товар, она у Ларисы – предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с «европейским» шиком обставить свою жизнь. Но парадокс пьесы в том, что пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившийся над всеми персонажами. «Безбожно, безбожно!», – вторит Лариса, услышав, что она обманута. Ей остается или согласиться с тем, что она «вещь» и начать «искать хозяина», или умереть («Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем… Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть…»). Традиционный сюжет о бедной невесте получил у Островского острое социальное звучание. Эту драму рассматривают как предвестие драматургии А. П. Чехова с ее поэтикой полутонов и сложной психологической мотивацией поступков.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Островский «Бесприданница»Первая постановка по пьесе состоялась в Москве в Малом театре 10 ноября 1878 г., в роли Ларисы – Г. Н. Федотова, затем – М. Н. Ермолова. В Петербурге на сцене Александринского театра премьера состоялась 22 ноября 1878 г. Премьерные спектакли вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех к произведению пришел после смерти автора, во второй половине 1890-х гг. к «Бесприданнице» пришло признание зрителей, большая заслуга в этом принадлежит актрисе В. Ф. Комиссаржевской, исполнившей образ Ларисы. «Бесприданница» принадлежит к числу пьес Островского, пользующихся наибольшей любовью российского зрителя. «Бесприданница» дважды экранизировалась, в 1936 г. Я. А. Протазановым и Э. А. Рязановым в 1984 г.

Цитаты:

Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.

Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!

– Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?
– Нет, одним только.
– Немного.
– Зато дорогим.
– А именно?
– Он любит меня.
– Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо.

Как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели. Поломается, поколотят его раза два, ну он и доволен, и идет спать.

 Отзывы читателей

…Произведение выделяется чувственным взрывом человеческих характеров, когда понимаешь, что среди героев нет положительных. И именно это делает пьесу настоящей и жизненной, в которой наличие нравственной скудности и выдвижения на пьедестал материального обеспечения становится главной движущей силой героев пьесы. Лариса Огудалова напомнила мне красивую бабочку. Девушка еще не познавшая яркости жизни, уже была разочарована в самом радостном и светлом ее проявлении. Ее любовь к Паратову и их недолгие отношения оставили после себя печаль и разочарование. Но даже уныние и тоска по потерянному счастью, обломавшие ей крылья, не давали полностью оценить масштаб ее личной трагедии… Она бросилась в омут с головой. Пыталась отбить у судьбы пару счастливых моментов. Поставила все на чашу весов и... проиграла. Горькое разочарование закончилось трагично…

 Eva_Dumon 

Печально и вместе с тем великолепно! Трагедия, которую мы видим – девушка без приданного, которая должна выйти замуж за нелюбимого ею человека и вместе с тем не быть с тем, кого она по-настоящему любит… Попытка изменить свою судьбу и осознание невозможности этих изменений. Как тонко Островский чувствовал эту жизнь, как сильно он понимал трагичность того мира, в котором он жил и за которым наблюдал день за днем...

Marin4ik 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Слушать онлайн в библиотеке ЛитРес

*Для чтения книги онлайн необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

 



Наверх