Федор Сологуб

     Литературный календарь - 2018
              Федор Сологуб

Только маленькие врут, взрослые изволят ошибаться.
Федор Сологуб («Мелкий бес»)

     Сологуб был важен, беседу вёл внятно и мерно, чуть-чуть улыбаясь. Он любил точность и ясность и умел излагать свои мысли с убедительностью математической. Чем фантастичнее и загадочнее была его внутренняя жизнь, тем логичнее и строже он мыслил. Он в совершенстве владел техникой спора. Самые рискованные парадоксы он блестяще защищал, владея диалектикою, как опытный фехтовальщик шпагою.
Георгий Чулков

Литературный календарь ЧОУНБ 2018, Федор Сологуб

Федор Сологуб – русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Федор Кузьмич Сологуб (наст. фамилия Тетерников) родился 1 марта 1863 г. в Санкт-Петербурге. Семья жила очень бедно, отец был крепостным и зарабатывал на жизнь промыслом портного. После его кончины мать писателя нанялась в небогатую чиновничью семью «прислугой за всё». В родительском доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и писатель рано пристрастился к чтению. В отрочестве прочитал всего В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и Н. А. Некрасова.

Пройдя после приходской школы и уездного училища ускоренную педагогическую подготовку в Учительском институте, в возрасте девятнадцати лет отправился преподавать математику в глухую провинцию – в городок Крестцы Новгородской губернии, затем в Великие Луки и Вытегру. За это время он даже написал учебник по геометрии, но не считал школьное преподавание достойным занятием.

Стихи он писал с 12 лет, и, как гласит справка, «в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании». За все годы пребывания в провинции поэт опубликовал в «журнальчиках» около десятка стихотворений, но с начала 1890-х положение стало меняться.

В 1892 г., переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, он становится постоянным сотрудником «Северного вестника», где получает и свой «аристократический» псевдоним. Стихи его печатаются во многих петербургских журналах и газетах. В 1896 г. выходит первый роман «Тяжелые сны», следом сборники: «Стихи. Книга первая» (1896) и «Тени. Рассказы и стихи» (1896).

Сологуба причисляли к зачинателям поэтического символизма. При общности умонастроения, существенные различия между Сологубом и символистами выявились в период его наибольшей популярности в 1905–1914 гг. и после 1917 г.

Во время общественного подъема начала 1900-х гг. Сологуб с единомышленниками занимали близкие позиции на левом фланге революционных событий. Разрушительный, богоборческий пафос вдохновляет бесчисленные «зажигательные» стихи Сологуба, появлявшиеся в сатирических журналах революционной поры «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и др. Своеобразную поэтическую экспозицию борьбы с реальностью мира представляют собой его знаменитые, шестой и седьмой стихотворные сборники «Змий» (1907) и «Пламенный круг» (1908), статья «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1907) стилизована под библейские пророчества.

Писатель выдвинулся в первый ряд литераторов и получил всеобщее читательское признание после публикации второго романа «Мелкий бес» в журнале «Вопросы жизни» (1905).

В предвоенное время в центре внимания оказывается драматургия, в которой мифологические и фольклорные сюжеты служат для проповеди его философических идей. Война и революции 1917 г. отодвинули творчество поэта далеко на задний план. Падению его славы и престижа способствовали патриотические журнальные стихи, отчасти собранные в книге «Война» (1915), а новые стихи («Одна любовь», «Фимиамы», «Свирель», «Чародейная чаша», «Великий благовест») выходили ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. «Прилежная работа над стилем и языком» склоняла Сологуба к художественному переводу, до войны он перевел драмы Г. Клейста, совместно с женой, переводчицей и критиком А. Н. Чеботаревской, также стихотворения П. Верлена (1908). Большей частью он переводил с французского и немецкого. «Кандид» Вольтера и роман Мопассана «Сильна, как смерть» и в наше время печатаются в его переводах.

Умер Федор Сологуб в Ленинграде 5 декабря 1927.

СТИХИ

Ариадна

Где ты, моя Ариадна?
Где твой волшебный клубок?
Я в Лабиринте блуждаю,
Я без тебя изнемог.

Светоч мой гаснет, слабея,
Полон тревоги стою
И призываю на помощь
Мудрость и силу твою.

Много дорог здесь, но света
Нет и не видно пути.
Страшно и трудно в пустыне
Мраку навстречу идти.

Жертв преждевременных тени
Передо мною стоят.
Страшно зияют их раны,
Мрачно их очи горят.

Голос чудовища слышен
И заглушает их стон.
Мрака, безумного мрака
Требует радостно он.

Где ж ты, моя Ариадна?
Где путеводная нить?
Только она мне поможет
Дверь Лабиринта открыть.

Бывают дивные мгновенья….

Бывают дивные мгновенья,
Когда насквозь озарено
Блаженным светом вдохновенья
Всё, так знакомое давно.

Всё то, что сила заблужденья
Всегда являла мне чужим,
В блаженном свете вдохновенья
Опять является моим.

Смиряются мои стремленья,
Мои безбурны небеса,
В блаженном свете вдохновенья
Какая радость и краса!

Кто близкой смерти не боится…

Кто близкой смерти не боится,
Тот счастья высшего достиг:
Он ожиданьем не томится,
Он к бесконечному приник.
Его желанья облетели, –
Цветы промчавшейся мечты.
К недостижимой, вечной цели
Его мечты устремлены.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Андросенко,
библиотекарь ОЭР


 

 



Наверх