Эндо Сюсаку

     Литературный календарь - 2018

                 Эндо Сюсаку

Тот, кто знает, должен помогать тому, кто не знает, это долг человечности.
Эндо Сюсаку

Литературный календарь 2018 Эндо Сюсаку

Эндо Сюсаку – японский католический писатель, представитель направления «третьи новые» в японской литературе.

Заказать книги в ЧОУНБ

Эндо Сюсаку родился в Токио в 1923 году в семье служащего банка и скрипачки. Спустя три года семья переехала в оккупированную Японией Маньчжурию и обосновалась в Даляне. Там же Эндо поступил в начальную школу. Наиболее яркими впечатлениями, вынесенными им из детства, стали противоречивые чувства, вызванные привязанностью к Маньчжурии на фоне тоски по родной Японии. Не менее сильное впечатление производила на него и мать, которая до изнеможения дни напролет занималась музыкой.

В 1933 году родители развелись, и Эндо с матерью вернулся в Японию, в ее родной город Кобе, где он продолжил свою учебу в местной начальной школе, а также стал регулярно сопровождать мать на проповеди в католической церкви. В 12 лет по настоянию матери он принял католицизм, а постоянные нападки в школе за чуждую Японии религию лишь сильнее укрепили его в вере.

Отец Эндо хотел, чтобы сын стал врачом, но Сюсаку воспротивился, за что отец лишил его наследства. Эндо ушел из дома и перебивался случайными заработками. Только спустя три года с момента окончания средней школы он поступил в подготовительную школу при филологическом факультете Университета Кэйо.

Некоторое время он жил в студенческом общежитии, комендантом которого был видный представитель японского религиозного экзистенциализма Ёсихико Ёсимицу. Под воздействием Ёсимицу и его круга Эндо Сюсаку начал интенсивное самообразование, впервые серьезно обратившись к книгам. После окончания войны Эндо на волне роста своего интереса к французской литературе поступил на филологический факультет Университета Кэйо, начав специализироваться на литературе современных писателей-католиков.

В 1947 году Эндо дебютировал в качестве эссеиста со статьей «Божества и Бог». Работа привлекла внимание видного литератора Киеси Дзиндзай и по его рекомендации была опубликована в известном журнале «Сики» («Времена года») того же издательства.

В 1950 году писатель оказался во Франции, войдя в число первых японских студентов, отправленных в послевоенные годы за рубеж на государственные средства для продолжения образования. Находясь во Франции, Эндо отослал в Японию целую серию эссе о своем пребывании за границей. После возвращения в Японию весь цикл был переиздан отдельной книгой, получившей название «Французский студент».

В конце 1954 года была написана дебютная для Эндо повесть «До Адена».

Второй значимой художественной работой Эндо стала повесть «Белый человек» (1955), которая получила широкое признание и принесла автору премию имени Рюноскэ Акутагавы. Дилогию с «Белым человеком» составила завершенная в том же году повесть «Желтый человек».

В 1957 году Эндо приступил к работе над принесшим ему признание и впоследствии переведенным на многие языки мира романом «Море и яд». Перевод романа на русский язык, осуществленный П. Петровым, стал одним из первых переводов сочинений Эндо на иностранные языки.

Вскоре Эндо пережил резкое ухудшение состояния здоровья, но несмотря на тяжелое состояние, он продолжал активно работать: в конце 1960 года вышла книга во многом знаковая для его понимания Библии «Библейские женщины».

Роман «Молчание» был опубликован в 1966 году. В том же году театральным режиссером Хироси Акутагава была поставлена, созданная на основе того же материала пьеса «Золотая страна». За «Молчание» Эндо был удостоен премии Танидзаки.

В 1979 был удостоен литературной премии Ёмиури. Получил почетную докторскую степень в университете Санта-Клара Калифорния в 1985 году и в Джорджтаунском университете – в 1987 году.

В 1990 годы состояние здоровья значительно ухудшилось. 29 сентября 1996 года в возрасте 73 лет писатель умер от пневмонии. В соответствии с последней волей Эндо в гроб были положены две его книги, «Молчание» и «Глубокая река», которые он сам считал ключевыми в своем творчестве.

Цитаты:

Нет сильных, как нет и слабых. Кто может сказать, что слабый страдает меньше, чем сильный? 

«Молчание»

Спорить друг с другом – значит, прежде всего, доставлять неприятность себе самому

«Самурай»

В глубине человеческой души – потемки, о которых он сам не подозревает

«Скандал»

Лица людей, словно витрины – пыль, покрывает какой-то непроницаемый слой. 

«Море и яд»

– Почему вы не верите людям?
– Я не верю людям, потому что меня вынудили им не верить. 

«Уважаемый господин дурак»

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Инна Гусева,
библиотекарь отдела литературы на иностранных языках


Наверх