Людмила Петрушевская

     Литературный календарь - 2018
           Людмила Петрушевская

Ее талант поразительно человечен.
Она видит и пишет современного человека на самой глубине.
В ней живет ощущение истории,
и в ее пьесах есть дух катарсиса, о котором часто забывают наши драматурги и театральные деятели…
Олег Ефремов

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила Петрушевская

Людмила Стефановна Петрушевская (р. 1938) – современный прозаик, драматург, поэт. По мнению критиков, она «стоит в одном почетном ряду с такими современными писателями, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Виктор Пелевин, Владимир Маканин… Стоит в одном ряду – и в то же время по-своему выделяется, как нечто, безусловно, из этого ряда вон выходящее, не вписывающееся ни в какие жесткие рамки и не подлежащее классификации». Ее творчество – одно из ярких явлений рубежа XX–XXI веков. Обращаясь к различным жанрам, Людмила  Петрушевская решает основную творческую задачу: писательница прослеживает, как происходит деформация личности под влиянием среды, пытается раскрыть внутренний мир современного человека, показав его в исключительно сложных жизненных обстоятельствах.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Детство и юность

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяЛюдмила Петрушевская – человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки обстоятельствам, не сдаваясь и не пасуя перед ними. Ее биография содержит немало печальных страниц.  Родилась Петрушевская 26 мая 1938 г. в Москве в семье студентов знаменитого ИФЛИ (Института философии литературы и истории). Впоследствии ее отец стал доктором философии, мать работала редактором, имела два высших образования. На долю Людмилы Петрушевской, как и на долю многих ее сверстников, выпали тяжкие испытания. Они начались еще до ее рождения, в 1937–38 гг. были расстреляны трое членов ее семьи. Петрушевская вспоминает: «Мы были члены семьи врагов народа. Соседи на кухню не пускали, есть было нечего». То, что она из семьи врагов народа, Петрушевская помнит с раннего детства, отмечая, что «это никуда не денется, это мироощущение – изгой, я всегда была изгоем». На ее долю выпало также и тяжелое военное детство. Потеряв своих родных в годы войны, Людмила прожила с 1941 по 1947 г. в эвакуации. Она бродяжничала, попрошайничала, пела на улицах, скиталась по родственникам, голодала, от голода ее спас детдом под  Уфой. И только в 1947 г., когда Людмиле было уже 9 лет,  мать забрала ее, и они вернулись в Москву. Жили  в 12-метровой комнате деда Людмилы – выдающегося лингвиста-кавказоведа Николая Феофановича Яковлева, спали с мамой под столом. Отец из семьи ушел. Дед в начале 50-х годов стал жертвой репрессий, был уволен со всех мест работы и заболел психически, прожив в таком состоянии больше 20 лет. После возвращения в Москву Людмила пела в детском хоре, училась вокалу, хотела стать оперной певицей. В 1961 г. окончила факультет журналистики Московского университета. В студенческие годы начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, играла в студенческой самодеятельности, имела прозвище «шансонетка», занималась в театральной студии Алексея Арбузова. После окончания университета работала на радио, корреспондентом в московских газетах и журналах, редактором в различных издательствах, с 1972 г. была редактором на Центральной студии телевидения.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяЖизнь Петрушевской и в дальнейшем складывалась непросто. По ее словам, она испытывала постоянный страх за жизнь своих родных: детей, мамы, первого мужа – молодого физика Жени Харатьяна, который шесть лет лежал парализованный после падения со скалы в экспедиции, в 37 лет она его похоронила. Не было работы, не печатали, пьесы не ставили. Вечная нужда, безденежье, на руках мама, сын. «Думала о том, что лучше уйти… – вспоминает Людмила Стефановна. –  Если бы не сын Кирилл, если бы не люди, которые передавали из рук в руки мои рассказы и пьесы, если бы не редакторы “Нового мира” Инна Борисова и Ася Берзер, если бы не актеры МХАТа М. Горюнов и И. Васильев, которые вокруг меня буквально стеной стояли и тоже без разрешения ставили мои пьесы и играли в этих подпольных спектаклях…».

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяВторой раз Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. В 2009 г. писательница овдовела, но у нее осталось трое детей. Старший сын – Кирилл Харатьян (род. в 1964 г.), известный журналист. Второй сын – Федор Павлов-Андреевич (род. в 1976 г.), также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы Наталья Павлова – известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.


Творческий портрет Людмилы Петрушевской  

Литература

Литературное творчество Петрушевской началось с сочинения стихов и сценариев для студенческих вечеров. В то время она еще всерьез не задумывалась о писательской деятельности. В середине 1960-х гг. начала писать рассказы. Первым опубликованным ее произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 г. в журнале «Аврора».  После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее не публиковали. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества. Трудиться в стол пришлось на протяжении более десяти лет. При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. Печатать ее произведения стали только после перестройки. Следующая ее публикация датируется только второй половиной 1980-х гг.

Литературный календарь ЧОУНБА первый сборник ее рассказов «Бессмертная любовь» вышел в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет. Спустя четыре года Петрушевская получила за него премию имени Пушкина в Германии.

Драматургия

Помимо прозаических произведений Петрушевская в тот период активно занималась драматургией. Ею были созданы пьесы-шутки «Анданте» и «Квартира Коломбины», пьесы-диалоги «Изолированный бокс» и «Стакан воды», пьеса-монолог «Песни XX века», давшая название более позднему сборнику ее драматургических произведений. Первые  пьесы Петрушевской по достоинству оценили небольшие самодеятельные театры. Пьеса «Уроки музыки», написанная еще в 1973 г., была поставлена в 1979 г. Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 г.). Постановку «Чинзано»  осуществил театр «Гаудеамус» во Львове.

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила   ПетрушевскаяПрофессиональные же театры стали ставить пьесы Петрушевской только в 1980-е гг. Так, пьеса «Любовь» была представлена публике в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» – в «Современнике», «Московский хор» – во МХАТе. Они пользовались большим успехом у зрителя. Удачным оказался и спектакль в театре Ленинского комсомола, поставленный в 1985 г. по одной из самых известных пьес писательницы «Три девушки в голубом». Действие пьес Петрушевской происходит в обыденной жизни, в легко узнаваемых обстоятельствах и ситуациях. Автор делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В одном интервью Петрушевская обронила крылатую фразу: «Литература – не прокуратура». И в своем творчестве она верна этому принципу. «Вот уж чего у нее нет ни на гран, – пишет один из критиков, – так это осуждения. Оно просто противоречит природе ее прозы». «Людям недодано!» – говорил литературовед М. М. Бахтин. Петрушевская трагически переживает эту «недоданность» добра и счастья, теплоты и заботы, описывая нашу повседневную жизнь с горькой и сострадательной любовью.

Проза

Прозаические произведения Людмилы Стефановны являются логическим продолжением ее драматургии в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие.

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяВ 1990 г. Петрушевской был создан цикл «Песни восточных славян», который вышел отдельным сборником. В 1992 г. она написала одно из самых известных своих произведений – повесть «Время ночь», вошедшую вместе с другими повестями и рассказами в одноименный сборник. В 1990-е гг. писательница обратилась к жанру современной сказки. Причем она пишет сказки как для взрослых, так и для детей. Среди них стоит отметить «Жил-был будильник», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман», сборник «Сказки, рассказанные детям». По мотивам многих из них позднее были созданы мультфильмы.

Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. В эти годы ее произведения активно публиковались, и поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы. В 2007 г. в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

О творчестве

Творчество Людмилы Петрушевской стало объектом внимания практически сразу после ее творческого дебюта, вызывая оживленные споры среди читателей и литературных критиков после выхода ее первой книги прозы. С этого времени и до наших дней ее творчество остается объектом активного обсуждения и широкого анализа в статьях, на научных конференциях, в Интернете. Устойчивый интерес к произведениям Людмилы Петрушевской как русских, так и зарубежных исследователей свидетельствует о том, что ее творчество не частное, локальное явление, а выражение характерных тенденций развития русской прозы конца XX века. Исследователи затрудняются в определении  его направленности, относя  то к «особому типу реализма», «наивному», «магическому реализму», то называя «соционатурализмом», «прозой шоковой терапии», «чернухой», «примитивом», причисляя то к «другой», «альтернативной» прозе, то к «новой натуральной школе», то к «женской прозе», хотя сама писательница вообще отрицает существование женской литературы. Большинство критиков сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности.

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии «Триумф», Пушкинской премии фонда Тепфера, литературной премии им. Н. В. Гоголя, премий журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезда», Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) – Людмила Стефановна Петрушевская сегодня живет и работает в Москве.

Людмила Петрушевская сегодня

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила  ПетрушевскаяЛюдмилу Петрушевскую называют «человеком-оркестром», которая буквально фонтанирует одаренностями в разных сферах искусства. На пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, Петрушевская открыла в себе талант мультипликатора и музыканта. Немногие знают, что писатель, поэт и драматург Людмила Петрушевская еще и рисует комиксы, имеет собственный театрик «Кабаре», делает картонных кукол, создает шляпки и колье и, наконец, снимает мультфильмы. Она производит их на домашнем компьютере, который сама называет «Студия ручного труда». Здесь она и автор, и художник, и аниматор, и режиссер. О фильмах своих Петрушевская говорит, что они «андеграунднее андеграунда».

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяПетрушевская называет себя «к сожалению, несостоявшейся» певицей. В молодости она обучалась вокалу, готовилась стать оперной певицей, но литературное творчество взяло верх. Однако давняя мечта петь все-таки осуществилась. Петрушевская создала маленький театр и в  последние годы выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской», в которых исполняет со своим оркестром лучшие песни XX века, многие в собственном переводе, а также читает свои стихи и даже записывает сольные альбомы. Ее «Кабаре» собирает самую «разношерстную», но неизменно интеллигентную публику. Как если бы этого было мало, Петрушевская еще и рисует.

Литературный календарь ЧОУНБ, Людмила ПетрушевскаяЖивопись Людмилы Петрушевской регулярно появляется на различных выставках. «Скрипка Энгра» в Государственном музее им. Пушкина, совместная экспозиция  с Ю. Норштейном в Государственной галерее на Солянке, «Мания розы», «Танго и песнь натурщицы» в частных галереях, пять выставок в течение 10 лет в Литературном музее, выставки в Екатеринбурге, в замке Беттины фон Арним в ФРГ. Ее работы находятся в коллекциях знаменитых людей, режиссеров, актеров, художников. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом. Вырученные от продажи картин деньги Людмила Стефановна передает детским домам.

 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Литературный календарь ЧОУНБ

Людмила Петрушевская «Нас украли. История преступлений»

                          Материал подготовила Вера Ильина,
библиограф ИБО

 


Наверх