Иван Тургенев «Клара Милич». Книга-юбиляр – 135 лет

Литературный календарь - 2018

Характер соотношения реального и сверхъестественного в повести Тургенева позволяет предположить ее тесную связь с литературной готикой.
Ольга Федунина

Тургенев не разрешает, а только ставит загадки. Он касается при этом следующих явлений: ясновидения, вещих снов, телепатии, гипнотизма и спиритизма…факты, описанные им, не могут быть научными данными, но наука примет их в соображение подобно тому, как психология и психиатрия принимают во внимание откровения Шекспира и Достоевского.
Владимир Фишер, критик

Литературный календарь ЧОУНБ, Иван Тургенев «Клара Милич»

Последние 20 лет жизни русский писатель Иван Сергеевич Тургенев пребывал преимущественно за границей – в Баден-Бадене и Париже, где написал ряд «таинственных повестей», неизвестных широкому кругу читателей: «Призраки», «Собака», «Сон», в том числе – «Клару Милич» (1883), имевшую первоначальное название «После смерти».

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

В своих последних произведениях Тургенев писал о явлениях и отношениях таинственных, не постижимых разумом. За ними и закрепилось название «таинственные повести», они, по признанию тургеневедов, наиболее трудные для анализа и изучения. Писатель проявил пристальный интерес к загадкам бытия и человеческой психики, к проблемам иррационального в жизни человека и природы. В 1860–1880-е гг. явления такого рода как гипноз, телепатия, галлюцинация, генетическая память и другие только начинали находить научное объяснение в трудах ученых-физиологов и психиатров. Для Тургенева особенности психической жизни человека составляли сферу таинственного аспекта бытия, что нашло отражение в поэтике его произведений как явление фантастического порядка, реализуемое через введение неких «странных», «призрачных», «мистико-фантастических» мотивов. Иван Сергеевич не остался в стороне от актуальных проблем науки второй половины XIX в., его пытливый и чуткий ум осмысливал подобного рода явления с позиций художника. Он проникал в глубины человеческой психики, с целью уловить ее внутренние колебания, способные так или иначе координировать восприятие реального мира и определять поведение человека. Не менее настойчив интерес Тургенева к скрытым ресурсам человеческой природы вообще, стремление познать их воплотилось в «таинственных повестях». Тургенева привлекают странные совпадения в желаниях и поступках разных людей, тайны наследственности, загадки психологии сна, необъяснимые предчувствия. Особую значимость произведению придает то обстоятельство, что сам автор воспринимал его как предсмертное, поскольку отчетливо понимал, что болезнь не оставляет ему шансов на будущее. Произошли изменения в методе писателя, в позднем творчестве появляются и возрастают мистические мотивы. Писатель словно возвращается к романтической поэтике, характерной для его ранних произведений, и вместе с тем как бы предваряет неоромантическую мистику приближающегося Серебряного века. Приемы романтического повествования подчинены новым творческим принципам: соотношение сознательного и бессознательного в психике человека Тургенев изображал с учетом новейших идей естествознания и вместе с тем с ясным пониманием недостаточности любых рациональных объяснений тайны. Создавалась картина строго объективная, читателю открывался целый мир еще непознанных, но вполне реальных, и, по-видимому, безграничных возможностей. Поэтика «таинственных повестей» напоминала о традициях фантастической прозы романтиков (Э. По, В. Ф. Одоевский и др.).

Одной из ведущих тем творчества И. С. Тургенева является тема любви. На протяжении всего творческого пути писатель пытался осмыслить различные аспекты этого чувства, понять его природу и влияние на внутренний мир человека. Он понимал, что любовь – эмоция во многом необъяснимая. Этому и посвящена его повесть «Клара Милич» (именно такое название стало основным в исследовательской традиции), ставшая последним творением Тургенева. В ней писатель раскрыл загадочные явления человеческой психики, гипнотического внушения, сложнейшие психологические состояния души человека, которые волновали и привлекали Тургенева. Он обратил внимание на явления, кажущиеся странными, такие как необъяснимое присутствие душ умерших среди живых. Об автобиографическом компоненте в «Кларе Милич» исследователи писали не один раз (эссе И. Ф. Анненского «Умирающий Тургенев»).

Литературный календарь ЧОУНБ, Иван Тургенев «Клара Милич» 

Главный герой – Аратов Яков Яковлевич, молодой человек лет двадцати пяти, в ощущениях которого реализуется власть загадочных сил неведомого над сознанием и всей жизнью человека. Толчком, давшим начало таинственным процессам в душевной жизни Аратова, становится встреча с Кларой Милич (Катериной Миловидовой) – молодой артисткой, оказавшейся жертвой роковой любви, а потом самой сыгравшей роковую роль в судьбе героя повести Аратова. Прототипом Клары Милич послужила провинциальная актриса Евлалия Павловна Кадмина, покончившая с собой во время спектакля и после смерти ставшая объектом необычайной влюбленности зоолога В. Д. Аленицына. Об этом происшествии, наделавшем много шума, Тургенев, лично не знавший Кадмину, узнал от близких знакомых. Вероятно, внимание писателя привлекла в первую очередь сюжетная линия, касающаяся посмертной влюбленности Аленицына – человека, ставшего причиной самоубийства актрисы. Доминирующим в повести оказался образ героини. В «Кларе Милич» героиня Клара, отравившаяся от безответной любви, после своей смерти завладевает душою отвергшего ее Аратова. Идет трагический поединок любви, которая жаждет быть вечной, и смерти, обрекающей любящих на небытие. Клара выделяется на фоне окружающих ее людей непонятной для всех таинственной внутренней жизнью. Она – своевольная и вспыльчивая, самолюбивая и властная натура. Этих наиболее очевидных ее качеств достаточно для того, чтобы возникли напряженные отношения между личностью и миром. Первое упоминание о трагическом возникает при появлении Клары: «Какие у нее трагические глаза!» В повести Тургенева первое качество (выразительность) имеет отчетливую мистическую проекцию: постоянной характеристикой Клары является ее магнетизирующий взгляд. Любовь Клары тревожит и пугает Аратова. После ее смерти он переживает ряд видений, в которых как бы осуществляется его неудавшаяся при жизни любовь к Кларе. Убежденная в универсальной испорченности мира, Клара отстраняется от него и оказывается в полном одиночестве, встреча с Аратовым изменяет ситуацию. Ей кажется, что в его лице она, наконец-то, находит соответствие своему недостижимому идеалу. Но Аратов ее отвергает, и картина мира становится для сознания Клары абсолютно безнадежной. Это и приводит ее к самоубийству, после которого история ее отношений с Аратовым получает продолжение уже внутри сознания героя. Напряжение поисков идеала, жившее в Кларе, передается ему. В повести заключена позиция самого Тургенева – любовь сильнее смерти. Это чувство зачастую не поддается рациональным объяснениям, в нем много таинственного, непознанного, мистического, даже внушающего страх. Но не каждый способен проникнуться любовью – только «нетронутые» люди, избранники, какими были Клара Милич и Яков.

Литературный календарь ЧОУНБ, Иван Тургенев «Клара Милич» 

Театр в повести становится той территорией, на которой происходит «примерка чувств» персонажей. Он с самого начала встает между Аратовым и Кларой: первый театрализованный вечер в салоне графини, на котором встречи с Кларой еще не происходит, дается сквозь призму восприятия героя, активно не приемлющего происходящее («театральщина»). Связанной с темой театра в «Кларе Милич» представляется и столь важная для искусства тема как смерть художника. Театральный аспект ее осмысления весьма заметен в произведении. По законам мифологизирующего сознания завершение пути артиста (в широком смысле слова) есть гибель, которая должна произойти по определенным эстетическим канонам и выйти за пределы факта личной биографии. Зритель, присутствующий на представлении подлинной трагедии, должен почувствовать ужас и сострадание и, как следствие этих эмоций, пережить душевное обновление. К такому уровню попытался приблизить драму актрисы Кадминой Иван Сергеевич Тургенев, превратив ее в героиню повести «Клара Милич» и связав с ней те смыслы, которые мучили его самого. Последнее произведение Тургенева рассматривается Иннокентием Анненским в контексте проблемы творчества как служения Красоте. Образ Клары, не ведающей страха жизни и дерзнувшей срежиссировать собственную смерть, т. е. отнестись к ней в первую очередь эстетически, можно считать попыткой художника преодолеть собственную человеческую трагедию. Истинной трагедией героини в этом случае оказывается не столько поражение в любовной сфере, сколько осознание невозможности адекватного воплощения своего внутреннего «я» (безусловный успех на сцене не дает ей ощущения триумфа, а вызывает разочарование). Категория театра оказывается весьма действенной для постижения сути образа героини. Для осведомленного читателя повести существует и другой вариант смерти художника, который остался в подтексте произведения – прощание с жизнью писателя, терзаемого болезнью. Тончайший истолкователь тургеневского текста Иннокентий Анненский в своем эссе сосредоточился на этом скрытом и по-настоящему трагическом аспекте тургеневской повести. Предметом внимания Анненского становится не сама болезнь и сопутствующее ей физическое состояние, а те изменения, которые наступают под ее воздействием в творческой манере писателя. Одно из поразительных наблюдений Анненского связано с мыслью о том, что Тургенев-художник пытается замаскировать боязнь смерти, испытываемую Тургеневым-человеком.

Л. Н. Толстой говорил о творчестве И. С. Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. Литературовед В. Н. Топоров отмечал: «Когда Клару сопоставляют с Рашелью или Виардо или, напротив, сомневаются в обоснованности такого сопоставления, имена великих певиц… становятся почти некими этикетками, и в этом отношении само их появление в связи с темой певицы Клары Милич не вызывает особого удивления и не влечет за собой слишком далеко идущих заключений».

Цитаты:

Он ждал. Он подумал: «Буду ждать. Либо это все взор... либо она здесь. Не станет же она играть со мною, как кошка с мышью!» Он ждал, ждал долго... так долго, что рука, которой он поддерживал голову, отекла... но ни одно из прежних ощущений не повторялось. Раза два глаза его слипались... Он тотчас открывал их... по крайней мере ему казалось, что он их открывал. Понемногу они устремились на дверь и остановились на ней. Свеча нагорела – и в комнате стало опять темно... но дверь белела длинным пятном среди полумрака. И вот это пятно шевельнулось, уменьшилось, исчезло... и на его месте, на пороге двери, показалась женская фигура. Аратов всматривается... Клара! И на этот раз она прямо смотрит на него, подвигается к нему... На голове у ней венок из красных роз... Он весь всколыхнулся, приподнялся... Перед ним стоит его тетка, в ночном чепце с большим красным бантом и в белой кофте.

В первую ночь после своего возвращения она, однако, ему не снилась... он очень устал и спал как убитый. Зато, как только он проснулся – она снова вошла в его комнату – и так осталась в ней – точно хозяйка; точно она своей добровольной смертью купила себе это право, не спросясь его и не нуждаясь в его позволенье. Он взял ее фотографическую карточку; начал ее воспроизводить, увеличивать. Потом он вздумал ее приладить к стереоскопу. Хлопот ему было много... наконец это ему удалось. Он так и вздрогнул, когда увидал сквозь стекло ее фигуру, получившую подобие телесности. Но фигура эта была серая, словно запыленная... и к тому же глаза... глаза все смотрели в сторону, все как будто отворачивались. Он стал долго, долго глядеть на них, как бы ожидая, что вот они направятся в его сторону, он даже нарочно прищуривался... но глаза оставались неподвижными, и вся фигура принимала вид какой-то куклы.

Отзывы читателей

Для меня она оказалась загадочной, там действительно есть интрига, очень эмоциональный текст, страшно не было, но пару жутких моментов все же заставили ускорить ритм сердца. Ценность не в том, о чем повествуется в книге, а в том, как мастерски Тургенев смог это описать. Я получала огромное наслаждение, так как очень соскучилась по этому языку и манере повествования классиков русской литературы.
chekeres

Удовольствие неописуемо. Здесь есть и мистика, и реализм, и физическое проявление душевного страдания. Здесь есть пресыщенный жизнью Аратов, скучный и претенциозный. И это в 24 года. Он не ждет фейерверка эмоций, мне даже сложно сказать ждет ли он что-то от этой жизни, либо просто существует, плывет по течению. И есть Клара Милич, влюбившаяся в него, готовая гореть от любви, гореть в искусстве, она не боится сгореть дотла, превратиться в пепел.
Natik83

Случайно вчера наткнулась в интернете на эту повесть и удивилась, что вижу это название впервые. Послушала аудиокнигу в замечательном исполнении и оформлении. Тургенева очень люблю, это мой один из самых любимых писателей, и в этой повести я его не узнаю. Мистика здесь напоминает чем-то Гоголя (за что его просто обожаю), но никак не Тургенева. До чего же я люблю нашу классику, благодаря ей можно получить огромное удовольствие, наслаждение, за каких-нибудь два часа чтения (прослушивания).
AlenaRomanova

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая, 
гл. библиограф ИБО



Наверх