Александр Галич

     Литературный календарь - 2018
             Александр Галич

Время сеет ветры, мечет молнии,
Создаёт советы и комиссии,
Что ни день – фанфарное безмолвие
Славит многодумное безмыслие.
Александр Галич

Галич был фактически единственным писателем, который длительное время находился на вершине советской писательской номенклатуры, но нашёл в себе мужество отказаться от благополучной жизни и «выбрать свободу».
Яков Корман

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Галич

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) – советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель песен.

Заказать книги в ЧОУНБ

Слушать в библиотеке ЛитРес*

Александр Галич родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). В 1920 г. семья Галича переехала в Севастополь, а в 1923 г. – в Москву.
В 1935 г. Галич был принят в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, одновременно учился в Литературном институте им. А. М. Горького, который вскоре оставил, связав свою судьбу с театром. В 1940 г. в Московском театре-студии Алексея Арбузова и Валентина Плучека он участвовал в качестве соавтора (их было более 20), создателя и актера в спектакле «Город на заре», ставшем значительным явлением театрально-литературной жизни предвоенной Москвы.

Во время Великой Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от фронта, Галич был одним из организаторов, участников и руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы, играл на гитаре, выступал перед бойцами.

После войны Александр Галич окончательно перешел на литературную работу, сначала как драматург, а потом и как кинодраматург. Его пьесы – «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут "Орленок"», «Много ли человеку надо» и другие были поставлены большим количеством театров и в Советском Союзе, и за рубежом. По его сценариям были поставлены фильмы «Верные друзья» (1954), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Государственный преступник» (1965) и др. В 1965 г. за сценарий фильма «Государственный преступник» Александр Галич получил премию КГБ СССР.
В 1955 г. Галич был принят в Союз писателей, в 1958 г. – в Союз кинематографистов СССР.

В 1958 г. была запрещена к постановке пьеса Галича «Матросская тишина» («Моя большая земля»), которую репетировала студия Художественного театра (позже театр-студия «Современник»). Драматическая история последней генеральной репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести «Генеральная репетиция» (1973), текст которой включает в себя саму пьесу «Матросская тишина». В ее финале звучат программные для Галича слова: «Нравственность начинается с правды».

В конце 1950-х годов Александр Галич обратился к авторской песне, став одним из самых ярких представителей этого жанра. Поэт создал своеобразный песенно-поэтический театр, в котором автор был и актером, и музыкантом, и режиссером. Его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты, его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. Он выступал со своими песнями по квартирам, его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях. В декабре 1971 г. его исключили из Союза писателей, а через несколько месяцев – из Союза кинематографистов. После этого Галичу были фактически запрещены все виды творческой деятельности; прекращены все репетиции, сняты с репертуара спектакли, заморожено производство начатых фильмов. Оставшийся без средств Галич распродает свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным трудом, дает платные домашние концерты. Весной 1972 г. у него случился третий инфаркт, в результате которого он получил инвалидность 2-й группы и крохотную пенсию.

25 июня 1974 г. под давлением властей Галич был вынужден эмигрировать из СССР. Около года он прожил в Осло, затем переехал в Мюнхен и, наконец, в Париж. С августа 1974 г. и до самой смерти поэта на волнах радио «Свобода» выходила постоянная рубрика «У микрофона Александр Галич». Он занимался также литературной и концертной деятельностью, написал несколько песен, пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своему сценарию, в котором сам хотел играть.

17 декабря 1977 г. в Париже от случайного удара током при неправильном включении антенны приемника Александр Галич погиб. Он похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Вуа близ Парижа. Надпись на плите, лежащей на его могиле, взята из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны изгнанные правды ради».

Стихотворения

И когда потеря громом крушенья
Оглушила, полоснула по сердцу,
Не спешите сообщить с утешенье,
Что немало есть потерь по соседству.
Не дарите мне беду, словно сдачу,
Словно сдачу, словно гривенник стёртый!
Я ведь всё равно по мёртвым не плачу –
Я ж не знаю, кто живой, а кто мёртвый.

(«Признание в любви. Стихотворения. Песни».)

Все наладится, образуется,
Виноватые станут судьями
Что забудется, то забудется
Сказки, сказками, будни – буднями.
Мы не пели славы палачам,
Удержались, выдержали, выжили
Но тихонько, чтобы мы не слышали
Жены наши плачут по ночам...

(«Генеральная репетиция»)

Но приходит с годами прозренье,
И томит наши души оно,
Словно горькое, трезвое зелье
Подливают в хмельное вино.

(«Генеральная репетиция»)

Заказать книги в ЧОУНБ

Слушать в библиотеке ЛитРес*

*Для работы онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Андросенко, библиотекарь ОЭР

Наверх