1. Главная
  2. Читателям
  3. Книги & чтение
  4. Литературный календарь 2018 «Читайте лучшее с нами»!
  5. Октябрь
  6. Михаил Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Михаил Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

     Литературный календарь - 2018
   Михаил Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
         
                  Книга-юбиляр – 180 лет

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали…
Михаил Лермонтов

Недавно прочли мы в приложении к Инвалиду Сказку о купеческом сыне Калашникове. Это превосходная маленькая поэма. Вот так должно подражать Вальтер Скотту, вот так передавать народность и ее историю! Ежели тебе знаком этот …въ, объяви нам эту литературную тайну…
Николай Бестужев

Литературный календарь ЧОУНБ? Михаил Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
 

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Читать онлайн в ЭБС «Лань»*

В январе 1838 г. русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов возвратился из кавказской ссылки в Петербург. Еще будучи в ссылке, М. Ю. Лермонтов анонимно напечатал в журнале «Современник» «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», свою первую поэму, написанную в 1837 г. В 1838 г. появилась ее публикация в № 18 «Литературных прибавлений» к «Русскому инвалиду» без указания автора за подписью «въ», в прижизненном издании – в сборнике «Стихотворения» (1840).

Действие в поэме относится к эпохе Ивана Грозного, запечатленной во многих памятниках устного народного творчества, прежде всего – в исторических песнях, получивших распространение в XVI в. Тема конфликта личности и абсолютной власти, решающей судьбу человека, вошла в жизнь самого поэта. Отдельные сюжетные факты и эпизоды взяты Лермонтовым из «Истории государства российского» Н. М. Карамзина. Вымышлен сюжет про купца Калашникова, отстоявшего честь жены в смертном бою с любимым царским опричником Кирибеевичем, событие, вполне вероятное для эпохи Ивана Грозного, предстает в поэме в фольклорной интерпретации, в былинном стиле народной песни. Произведение обозначило новый этап в творчестве поэта и свидетельствовало о глубоком освоении им русского фольклора. По оценке В. Г. Белинского, в этом сочинении Лермонтов «вошел в царство народности как ее полный властелин. Он показал богатство элементов своей поэзии, кровное родство своего духа с духом народности своего отечества». Эту оценку разделял Ф. М. Достоевский, причисливший «Песню…» к лучшим творениям Михаила Лермонтова. В поэме автор как бы продолжает «Боярина Оршу», но уже на основе того поворота к фольклору, который произошел в 1837 г. Лермонтов создает эпическую поэму по фольклорным образцам, стремясь воспроизвести не столько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер.

В «Песне…» звучит излюбленный поэтом мотив борьбы человека за свою независимость и достоинство. Калашников, главный герой поэмы, движим народными представлениями о законе и обычае, чести, которыми не может поступиться, даже перед лицом смерти. В «Песне...» он торжествует окончательную победу над героем-индивидуалистом, исповедующим культ личной храбрости, удали и страсти. Личность представляется теперь Лермонтову в совокупности своих социальных и исторических связей, и он все далее отходит от поэтизации трагического и бунтующего героя-одиночки.

 Литературный календарь ЧОУНБ  Литературный календарь ЧОУНБ Литературный календарь ЧОУНБ

В поэме столкнулись два мятежника – один защищает старые порядки, другой их разрушает. Своевольство чуждо народу, но поддержано царской властью, защитник старины мил народу, но не угоден царю, потерявшему своего любимца. Калашников олицетворяет героическое начало в русском национальном характере. Одно из основных действующих лиц поэмы – царь Иван Васильевич Грозный, изображен в духе народных традиций. В первой части царь предстает как грозный, гневный, своенравный деспот – в полном соответствии с трактовкой Грозного в официальной историографии. «Поправка» внесена автором в третью часть поэмы, где царь не только жесток, но оказывается по-своему мудрым и справедливым.

  Литературный календарь ЧОУНБ Литературный календарь ЧОУНБ

Лермонтов родился в Москве, посвятил ей многие произведения. В «Песне про царя Ивана Васильевича…» Москва становится едва ли не самостоятельным действующим лицом. Элементы национального быта, жизненного исторического уклада Лермонтов вписывает в типично фольклорную композицию и систему персонажей, используя фольклорные принципы создания характеров, не стремясь к многостороннему изображению своих героев, а выделяя в них главное. Народную точку зрения выражают в поэме условные певцы-сказители, поющие или «сказывающие» песню на «старинный лад», «под гуслярный звон».

Высоко оценивая поэму, современники Лермонтова интерпретировали ее по-своему; их интересовал не сюжет, а смысл отношений личности и власти. Первый печатный отклик В. Г. Белинского на творчество Лермонтова вызвала именно «Песня…»: «Если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование» (именно в этой поэме критик впервые обнаружил тип «лишнего человека» в русской литературе – в образе Ивана Грозного). Н. В. Гоголь в наброске «Учебной книги словесности для русского юношества» писал о лермонтовском шедевре: «Создание значительное, когда содержание создано все поэтом, но в духе народном отгаданы дух и время». Ф. М. Достоевский, восхищаясь поэмой и оценивая художественную эволюцию Лермонтова, писал: «Наверно, он кончил бы тем, что отыскал исход как и Пушкин, в преклонении перед народной правдой; и на то есть большие и точные указания…» (к ним относит «бессмертную», по его определению, «Песню…»).

В 1909 г. А. Ханжонков сделал сценарий и выпустил фильм «Песня про купца Калашникова», режиссер – В. Гончаров. Музыка к немой сцене написана композитором М. М. Ипполитовым-Ивановым. Фильм прошел в московских кинотеатрах с успехом и был показан во время народных масленичных гуляний в Манеже, вмещавшем 10 тыс. человек. «Песня…» положена на музыку, написана опера, музыкальная драма. «Песню…» иллюстрировали многие художники, наиболее известные из них – Б. К. Кустодиев, И. Я. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель, И. Я. Билибин, братья Васнецовы.

Поэма и в наши дни остается непревзойденным образцом поэтического склада народной речи.

Цитаты:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

***
Вдруг толпа раздалась в обе стороны –
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.

Отзывы читателей

До чего же прекрасная стилизация! Вот прямо в точку, и слог, и речевые обороты, да и сюжет тоже… Много трогательных сцен, купцу – аплодисменты за то, что не побоялся лишиться головы, защищая свою жену. Царь Иван Васильевич – в меру справедлив и даже где-то приветлив. В примечаниях пишут, что образ царя тоже взят именно из народных о нем представлений и не очень соответствует исторической действительности. Удовольствие от книги я получила, не знаю, правда, от чего больше: от сюжета или от чудесного стилизованного слога.

nimfobelka

…очень даже в духе времени. Много трагичности, жесткости и какого-то удальства, так характерного для того периода. Лермонтов очень тонко почувствовал эту атмосферу и сумел передать ее. Это прекрасное художественное дополнение к учебнику истории. Да и язык произведения удивительно красивый. Странное дело, что сама «Песня…» читается гораздо легче, чем замысловатое название к ней. Что же до содержания, то здесь Лермонтов не изменяет себе, демонстрируя всю трагичность и безысходность ситуации, никого не осуждая, с видом стороннего и беспристрастного наблюдателя. Но, тем не менее, произведение, несмотря на небольшой объем, весьма примечательно и интересно.

integriolib

Прекрасная книга! …он воссоздает некоторые темы, а именно: честь и достоинство человека. Для того, чтобы люди не забывали о некоторых «канонах» для самих себя.

irinadanny

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Читать онлайн в ЭБС «Лань»*

**Для чтения книги онлайн в библиотеке необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

 

Наверх