Венедикт Ерофеев

     Литературный календарь - 2018
           Венедикт Ерофеев

Обожаю простые удовольствия.
Это последнее прибежище сложных натур…
Венедикт Ерофеев

Литературный календарь ЧОУНБ, Венедикт Ерофеев

24 октября 2018 г. исполняется 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева (1938–1990) – русского писателя, драматурга, эссеиста, яркого представителя русского постмодернизма, автора известной поэмы «Москва – Петушки».

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Из биографии

Венедикт Ерофеев родился 24 октября 1938 г. на Кольском полуострове, за Полярным кругом, в небольшом поселке Мурманской области. Он был младшим ребенком в семье, в которой кроме него росло еще четверо детей. Его отца, работавшего начальником железнодорожной станции, в 1946 г. арестовали и осудили по обвинению в антисоветской агитации. Семья осталась без средств к существованию. Мать, которую нигде не брали на работу как жену «врага народа», была вынуждена уехать на заработки к сестре в Москву. Младшие дети попали в детский дом г. Кировска, в котором Венедикт находился с 1947 по 1953 г. После того, как отец в 1954 г. был освобожден, Венедикт вернулся в свою семью. В 1956 г. отец скончался.

В 1955 г., после окончания школы в Кировске с золотой медалью, Венедикт Ерофеев «впервые в жизни пересек Полярный круг (с севера на юг, разумеется), когда по окончании школы с отличием, на 17-м году жизни, поехал в столицу», где поступил на филологический факультет Московского государственного университета. На протяжении полутора лет он хорошо учился и получал повышенную стипендию, но после трех семестров в феврале 1957 г. был исключен из университета за «весьма неустойчивое и неуправляемое» поведение и за прогулы занятий по военной подготовке. После этого Ерофеев более 15 лет жил без прописки в разных городах СССР, был разнорабочим, сменил более тридцати мест работы. Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом творчества.

Неоднократно он пытался продолжить свое образование. В 1961 г. Венедикт Ерофеев поступил во Владимирский педагогический институт. За хорошую успеваемость получал повышенную стипендию, но уже спустя год был отчислен. Он был также отчислен из Орехово-Зуевского и Коломенского педагогических институтов.

Личная жизнь

Как вспоминает один из современников Венедикта Ерофеева: «Он был удивительно красивым человеком во всех отношениях. Его любили все. Он тоже любил всех. Любил общение, был чрезвычайно эрудированным и интересным собеседником. А внешне, внешне он был брюнетом с роскошными волнистыми волосами и большими ярко-голубыми глазами. И пользовался огромным успехом у женского пола». Женщины его боготворили. Венедикт Ерофеев был дважды женат.

…Свою первую жену Валентину Зимакову он встретил во Владимирском институте. Они зарегистрировали свой брак после рождения сына Венедикта в 1966 г., но вскоре разошлись. Однако Ерофеев часто навещал любимого малыша в доме Зимаковых в Мышлино, около Петушков.

Из воспоминаний сестры писателя Нины Фроловой: «…мне кажется, он не был расположен к обычной семейной жизни, чтобы каждый день приходить домой. Но сына он очень любил. Даже купил дефицитный по тем временам фотоаппарат, чтобы фотографировать ребенка…».

В 1974 г. Ерофеев заключил брак со своей второй женой Галиной Носовой, которая прописала его в своей квартире.

Из воспоминаний сестры: «К Гале он был, мне кажется, равнодушен, но, наверное, какие-то теплые чувства все же испытывал. Галя была очень заботливая. Она Вене обеспечила кров, документы, московскую прописку. У него и паспорт был утерян, и военный билет. Сколько у него было друзей, сколько женщин его окружало, но никто, кроме Гали, не смог ему помочь. Ни один человек не сделал для Вены столько, как она. И за это мы всегда будем ей благодарны».

В конце жизни у Венедикта был яркий роман с московской красавицей Натальей Шмельковой. Она стала последней любовью Ерофеева.

Последние годы жизни

…В середине 1980-х гг. у Ерофеева развился рак горла. После длительного лечения и нескольких операций он потерял голос и мог говорить только при помощи электронного звукового аппарата.
Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 г. Похоронен на Кунцевском кладбище. Проститься с ним пришло много известных людей – его коллег, друзей, почитателей таланта. Среди них была и Белла Ахмадулина, которая, по воспоминаниям сестры писателя, «хорошо сказала о Вене, что он был человеком необыкновенно опрятным в отношениях с людьми».
«И если я когда-нибудь умру, – писал в своей знаменитой поэме «Москва-Петушки» Венедикт Ерофеев, – а я очень скоро умру, я знаю – умру, так и не приняв этого мира, постигнув его вблизи и издали, снаружи и изнутри, но, не приняв…»

Память о писателе

Литературный календарь ЧОУНБ, Венедикт Ерофеев

В Москве на Площади Борьбы Венедикту Ерофееву поставлен памятник.
Во Владимире на здании пединститута в его честь установлена мемориальная доска.
В Кировске: с 1999 г. ежегодно проводятся Ерофеевские литературные праздники; 24 октября 2001 г. в Центральной библиотеке имени А. М. Горького открылся литературный Музей Венедикта Ерофеева.
Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков.
О нем снят документальный фильм П. Павликовского «Москва – Петушки» (1989–1991).

Из воспоминаний

Он всегда отличался какой-то невероятной, просто феноменальной памятью. Сам научился читать. Еще дошкольником выучил наизусть отрывной календарь, который висел у нас в доме, – все 365 дней. Когда приходили гости, мы их развлекали: «Вена, а когда будет восход солнца 16 марта?» – и брат давал точный ответ. Он всю жизнь занимался самообразованием и много читал. Он мог бы стать музыковедом. К нему придешь, он ставит пластинку: «Отгадай, чья это музыка?» Он любил нас воспитывать.

Нина Фролова, сестра писателя

В русской литературе полно трагичных судеб. Уж не знаю, можно ли назвать трагичной судьбу Венедикта Ерофеева. В конце концов, человек сам выбрал себе такой образ жизни. С его мозгами и золотой медалью по окончании школы – все дороги были открыты перед ним. Но у Вени помимо незаурядных мозгов были еще и совесть, и вкус, и «вместительная душа»…

Данила Блюз, журналист, блогер

У него были удивительные глаза – как у ребенка, с детской наивностью робко смотрящие на мир. Казалось, что в них – в этих глазах – выражалась и вся мировая скорбь, и жалость, которую завещал нам Христос на кресте. Какая-то христианская, самоотверженная жалость ко всему человечеству – миру хищническому, грубому, которого он сторонился…

Алексей Павлов, журналист, писатель

Творчество

Из автобиографии: «Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет. Первым, заслуживающим внимания сочинением, считаются «Заметки психопата» (1956–1958 гг.), начатые в 17-летнем возрасте. Самое объемное и самое нелепое из написанного». Рукопись заметок считалась утраченной, впервые была опубликована в 1995 г.
В 1962 г. писатель под влиянием немецкого философа Фридриха Ницше закончил повесть «Благая весть», которую, по его словам, «знатоки в столице расценили, как вздорную попытку дать «Евангелие русского экзистенциализма» и «Ницше, наизнанку вывернутого».

В начале 60-х гг. им было написано несколько статей о норвежских писателях: К. Гамсуне, Б. Бьернсоне и Г. Ибсене. Все они были отвергнуты редакцией «Ученых записок Владимирского Государственного педагогического института» и считаются утерянными.

Осенью 1969 г. писатель, наконец, выработал собственную манеру письма и зимой 1970 г. написал поэму «Москва – Петушки», принесшую ему мировую известность. Это самое значительное из произведений Ерофеева, текст которого начал распространяться самиздатом в пределах Советского Союза, а затем, провезенный контрабандой на Запад, – и в переводе. Впервые поэма была опубликована в 1973 г. в Иерусалиме, а первая официальная ее публикация на русском языке появилась в Париже в 1977 г. В годы гласности поэма «Москва – Петушки» начала издаваться и в России, но в значительно урезанном виде. Лишь в 1995 г., 18 лет спустя после написания, роман был полностью, без купюр, официально опубликован в России. В этом и других своих произведениях писатель, по мнению критиков, тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

В 1972 г. по словам Ерофеева, он написал роман «Шостакович», черновая рукопись которого была потеряна. И все попытки восстановить ее не увенчались успехом.
Из автобиографии: «В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Если не считать написанного под давлением журнала “Вече” развязного эссе о Василии Розанове и кое-чего по мелочам».

Весной 1985 г. появилась его трагедия в пяти актах «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», которая была поставлена в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

В 1988 г. в Париже был издан документальный коллаж «Моя маленькая лениниана», опубликованный в России только в 1991 г. Осталась неоконченной пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан».

После смерти писателя были частично изданы его записные книжки. В них Венедикт Ерофеев предстает грустным философом, любителем парадоксов, и читать их не менее интересно, чем «Москву – Петушки».

В 2007 г. в московском издательстве «Вагриус» вышло двухтомное издание основных произведений Венедикта Ерофеева. В двухтомник также вошли интервью с ним и выдержки из записных книжек.

Изучение творчества писателя

Литературный календарь ЧОУНБ, Венедикт ЕрофеевИз Википедии: «Первое исследование, посвященное поэме «Москва – Петушки», появилось задолго до того, как она была опубликована в СССР. В 1981 г. в сборнике научных статей Slavica Hierosolymitana появилась статья Бориса Гаспарова и Ирины Паперно под названием «Встань и иди». Исследование посвящено соотношению текста поэмы с Библией и творчеством Ф. М. Достоевского.

Самой крупной работой, посвященной Ерофееву и написанной за рубежом, является диссертация Светланы Гайсер-Шнитман «Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки», или The Rest Is Silence».

В России основные исследования творчества Ерофеева были также связаны с изучением его центрального произведения – поэмы «Москва – Петушки». Среди первых критических работ стоит отметить небольшую статью Андрея Зорина «Пригородный поезд дальнего следования» (Новый мир, 1989. № 5), где говорится о том, что появление «Москвы – Петушков» свидетельствует о «творческой свободе и непрерывности литературного процесса», несмотря ни на какие трудности.

«Москва – Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется поэма. В частности, «Москва – Петушки» воспринимается как пратекст русского постмодернизма и в контексте идеи М. М. Бахтина о карнавальности культуры. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературами.Самый подробный комментарий к поэме на сегодняшний день принадлежит Эдуарду Власову».

В качестве послесловия

Венедикт Ерофеев, по мнению критиков, – явление в русской литературе яркое и неоднозначное, еще не до конца осмысленное. Его знаменитая поэма «Москва – Петушки» – своего рода философская притча, произведение вне времени, в которой он, как и в других своих оригинальных произведениях, претворил чувство отчаяния от советской действительности и ее создателей. Яркий представитель русского постмодернизма – Венедикт Ерофеев был одним из тех писателей, произведения которого не укладываются в каноны столетиями назад созданных жанров.

«Чем и кем является Веничка Ерофеев для русской и позднесоветской культуры конца ХХ века? ... Ответ однозначный – он является ее неотъемлемой частью. А хорошо это или плохо – рассудят История и Читатель!..»

Игорь Лебедевъ, писатель, философ, публицист

Цитаты и афоризмы из книг Венедикта Ерофеева

Из записных книжек

Ничто не вечно, кроме позора.

Мопассан, например, самой пошлой вещью на свете называл Эйфелеву башню.

Да мало ли от чего дрожит рука? От любви к отечеству.

«Перед великим умом я склоняю голову, – сказал пошляк Гёте. – Перед великим сердцем – колени».

Если б меня спросили: как ты вообще относишься к жизни, я бы примерно ответил бы: нерадиво.

Из поэмы «Москва – Петушки»

Литературный календарь ЧОУНБ, Венедикт ЕрофеевНадо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна – все равно: смотри и чти, смотри и не плюй….

Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.

О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа – время от рассвета до открытия магазинов! Сколько лишних седин оно вплело во всех нас, в бездомных и тоскующих шатенов! Иди, Веничка, иди!

Ты обещал ей пурпур и лилии, а везешь ей триста грамм конфет «Василек».


Из других произведений

У вас вот лампочка. А у меня сердце перегорело, и то я ничего не говорю.

Бесполезное ископаемое, вот кто я.

В этом мире я только подкидыш.

Это не для меня, это для менее сложных натур.

У меня было какое-то важное дело на душе.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для работы онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.


Материал подготовила Вера Ильина, библиограф ИБО

Наверх