Франсуа Рене де Шатобриан

     Литературный календарь – 2018
      Франсуа Рене де Шатобриан

Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость несчастлива, потому что все знает.
Франсуа Рене де Шатобриан

Литературный календарь ЧОУНБ, Франсуа Рене де Шатобриан

Франсуа Рене де Шатобриан – французский писатель, политик и дипломат.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

4 сентября 1768 г. в Сен-Мало (Бретань) в мрачном средневековом замке Комбург на свет появился Франсуа Рене де Шатобриан, которого позже назовут «отцом романтизма» во французской литературе. Семья принадлежала к древнему и знатному дворянскому роду, хранившему традиции бретонской аристократии. Отец воспитывал мальчика сурово, из-за чего тот стал скрытным. Набожная мать и экзальтированная сестра, напротив, баловали его, поэтому Шатобриан стал рано жить воображением, которое чрезмерно будоражило его умственные и физические силы. Он любил одиночество, впадал в меланхолию, чуждался людей, предавался мечтаниям о любви, предметом которой были призрачные существа из старинных верований и суеверий.
После смерти отца в 1786 г. писатель уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.
Воодушевленный рассказами о великих путешественниках, он плывет в Америку, где проводит пять месяцев – с июля по декабрь 1791 г..
Шатобриан увлекается идеями просветителей, сочувствует философскому и политическому свободомыслию, вольтерьянству и руссоизму. Тогда же у него возникают первые литературные замыслы, которые идут в русле современных ему идей о «естественном человеке». Писатель убежден в превосходстве «добродетельного дикаря» над цивилизованным человеком, а «естественной» морали – над религиозной.

Ужасы Великой французской революции возмущают его нежное сердце, он вступает в ряды роялистской армии принца Конде, а затем эмигрирует в Англию, где живет до 1800 г. Одиночество, отторженность от родины, материальные лишения, отсутствие возможности повлиять на трагические события, которые происходят во Франции, приводят его к глубокому духовному кризису. Плодом его размышлений на тему революции как бесполезной катастрофы становится «Опыт исторический, политический и моральный о прошлых и нынешних революциях, рассмотренных в связи с Французской революцией» (1797).

Кризис достигает своей кульминации в 1798 г., когда писатель отказывается от прежнего вольнодумства и руссоизма и обращается к религии, в которой видит теперь единственную возможность спасения и совершенствования человека. Результатом размышлений о религии в целом и христианстве в частности становится трактат «Гений христианства, или Красоты христианской религии», опубликованный в 1802 г. Это знаменитое сочинение, переносящее христианские идеи в область изящного и делающее религию предметом эстетических наслаждений, изображает в рассказах, в картинах и в благочестивых мечтаниях поэтическую религию Шатобриана и его католическую философию. «Гений христианства» теперь священное писание для тех, кому библейская религия казалась слишком неизящной и сухой. Блестящий слог, описания природы, мягкий тон картинной поэтической прозы и совершенство изложения вызывали не менее горячие похвалы, чем основное христианское содержание.

Кроме работы над трактатом он обдумывает план большой героической поэмы о «естественном человеке», где собирается изобразить человека как сына природы, в противоположность человеку цивилизованному. Так на свет появляются роман «Атала, или Любовь двух дикарей», где Шатобриан описывает нравы и образ жизни одного из североамериканских племен, в котором жил, находясь за Атлантическим океаном, и сходный с этим романом «Рене». Но теперь он иначе относится к проблеме «естественного» человека и религии. Жизнь индейцев в повести «Атала» представлена именно как дикое, а не идеализированное «естественное» существование: вражда племен, войны, жестокость. Понятие совершенства, счастья, безмятежности Шатобриан теперь не связывает с жизнью реальных «дикарей» – индейцев. Только через приобщение человека к религии автор видит путь к цивилизованному обществу.

«Во всех сочинениях Рене Шатобриана, – говорит Шлоссер, – мы находим удачно выбранные картины и выражения, свежесть, оригинальность и поэтическое воодушевление; но мы не должны ожидать, чтоб излагаемые автором воззрения могли выдержать спокойную, здравую критику или чтоб они, по меньшей мере, были согласны одни с другими; еще более тщетно было бы ожидание гармонической цельности. Лишь только он перестает излагать мелкие идеи и переходит к более широким воззрениям, мы не можем полагаться на его аргументы. Мы тщетно стали бы искать у Шатобриана спокойной проверки результатов его наблюдений; напротив того, мы повсюду находим у него колорит опытного и изобретательного живописца. Его слог нередко отличается возвышенностью, но местами падает очень низко. Это всего чаще случается тогда, когда Шатобриан заходит слишком далеко в своем старании подражать древним писателям и от этого утрачивает пылкость чувств. А при всем старании подделываться под вкусы знатного общества, он обнаруживает некоторую самостоятельность, которая сохранилась у него под влиянием впечатлений, вынесенных им в молодости из посещения диких стран Америки».

В 1836 г. Шатобриан издает свой перевод (в прозе) поэмы Мильтона «Потерянный рай» и в качестве предисловия к нему – «Опыт об английской литературе», в котором рассматривает историю английской литературы от Средних веков до начала XIX в. Последней его книгой стали «Замогильные записки» (1848). Это название не случайно дано мемуарам, создававшимся с 1810-х гг. и предназначавшимся для посмертной публикации. «Замогильные записки» – это и духовная автобиография писателя, и своеобразная хроника жизни современников, обращенная к потомкам.
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

Умер Франсуа Рене де Шатобриан 4 июля 1848 г. в Париже, похоронен в Сен-Мало.

Цитаты:

Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие...

Высокие цели не достигаются низкими средствами.

Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно.

Презрение следует расточать весьма экономно, так как число нуждающихся в нём велико.

Если бы я мог еще верить в счастье, я бы искал его в монотонности житейских привычек.


Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Мария Некипелова,
библиотекарь ОЭР

Наверх