Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»

26 сентября Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»
              Книга-юбиляр – 175 лет

Книги Бальзака наиболее дороги мне той любовью к людям, тем чудесным знанием жизни, которые с великой силою и радостью я всегда ощущал в его творчестве.
М. Горький

Связи, существующие между провинцией и Парижем, его зловещая привлекательность показали автору молодого человека XIX столетия в новом свете: он подумал об ужасной язве нынешнего века, о журналистике, которая пожирает столько человеческих жизней, столько прекрасных мыслей и оказывает столь гибельное воздействие на скромные устои провинциальной жизни.
О. де Бальзак

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес

Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»Роман «Утраченные иллюзии» французского писателя Оноре де Бальзака, написанный в 1843 г., – одно из центральных произведений «Человеческой комедии». Вместе с романами «Отец Горио» и «Блеск и нищета куртизанок» он образует своеобразную трилогию, которая является центром всего бальзаковского творчества (это вторая часть трилогии). В образе главного персонажа – талантливого поэта, но слабовольного человека Люсьена Шардона (Рюбампре), – Бальзак показал мучительный процесс постепенного осознания цинизма и бездушия общества, в котором деньги – единственная сила. Задолго до появления окончательного текста романа была опубликована повесть под названием «Утраченные иллюзии» – пролог к большому повествованию. Ныне он соответствует первой части романа, озаглавленной «Два поэта». Писатель резко обличил безнравственность печати, и с большой силой нарисовал мужественный образ Мишеля Кретьена, «республиканца». Вторая часть выходила отдельным изданием под заглавием «Провинциальная знаменитость в Париже» (1839), с авторским предисловием, где подтверждается мысль о правдивом изображении нравов в среде столичных журналов. Наконец, появилась последняя часть романа (1843), озаглавленная «Давид Сешар, или Страдания изобретателя».

Роман был опубликован в трех частях между 1836 и 1843 гг. Он выставляет прессу как ярмарку идей и убеждений, где слово выполняет роль оружия низменных страстей и интересов. Оно низвергает в грязь и безвестность одних, возносит в высшие сферы других, прикрывает или обеляет грязные политические махинации. В погоне за успехом гибнет дарование Люсьена, он постепенно утрачивает иллюзии, поддается тлетворному воздействию духу стяжательства. Люсьен прибывает из провинции в Париж, надеясь там получить признание своего таланта. Однако столица отверзает перед ним глубины продажной буржуазной журналистики, где тонут надежды молодого человека, вовлекают его в круговерть порочных страстей, корысти, лжи, равнодушия ко всему, что не отмечено денежным интересом. История Люсьена воспроизводит в миниатюре Францию XIX в. и в то же время выходит за пределы Франции, объемлет весь XIX в. и острейшие проблемы его художественной культуры. Это рассказ о гибели романтических иллюзий в обществе, где наука, искусство, литература, журналистика продажны.

Сочно и живо выписанные картины провинциальной жизни, ее аристократической и мещанской среды сменяются широкой панорамой жизни Парижа, куда в поисках литературных и светских успехов направляется начинающий писатель. Самолюбивый и безвольный Люсьен пытается добиться успеха путем моральных компромиссов, но, запутавшись в отношениях с людьми, терпит жизненный крах. Беспринципному и продажному миру литературных и политических карьеристов противопоставлен провинциальный изобретатель, друг Люсьена, Давид Сешар и группа молодых ученых, а среди них – погибший на баррикадах Мишель Кретьен, нарисованный Бальзаком с горячей симпатией. Бальзак назвал его «великим и безвестным политическим деятелем», который «мог бы изменить лик земли».

Начиная с «Отца Горио», романы Бальзака становятся социально-психологическими, исследующими не отдельную личность, а психологию общественных отношений. В «Утраченных иллюзиях» впервые у писателя и в литературе его времени возникло как бы «самодвижение общества: в романе начали самостоятельно жить, выявляя свои потребности, свою сущность самые различные социальные слои». В 1839 г., после выхода в свет второй части романа «Утраченные иллюзии», где показаны нравы буржуазной прессы, бульварные газеты начинают ожесточенную травлю Бальзака, его осыпают насмешками, клеветой. Профессор Московского университета С. П. Шевырев, посетив в 1839 г. Париж, с удивлением замечает: «Бальзак… один из блистательнейших талантов современной Франции. Но вот что странно: Бальзак, несмотря на то, очень мало оценен в Париже, или потому что он не понят им, или потому что он сказал Франции несколько горьких истин».

В России издавна и традиционно проявляли живое внимание ко всем более или менее значительным явлениям развития французской культуры, поэтому совершенно понятно, что и Бальзак еще при жизни вызвал у русских читателей большой интерес. Об этом говорил Бальзаку С. П. Шевырев, в 1843 г. сам Бальзак в одном из писем к Ганской замечает: «Человеческая комедия» (благодаря России, в которой ее много покупают) стала прибыльным делом». В 80-х гг. XIX столетия появляются переводы ряда романов, которые были еще неизвестны русскому читателю, в т. ч. «Утраченные иллюзии».

Цитаты:

Большинство людей проживает жизнь, полную тихого отчаяния, проводя большую часть времени на работе, которую они ненавидят, чтобы иметь вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им несимпатичны. 

***
Одно из несчастий, которым подвержены люди большого ума, – это способность невольно понимать все, как пороки, так и добродетели. 

***
Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. 

***
Человек большую часть своей жизни проводит в том, что выкорчевывает из сердца все то, что пустило там ростки еще в юности. Операция сия именуется обретением жизненного опыта. 

***
Нельзя стать великим человеком малою ценою. Гений орошает свои творения слезами. Талант – явление духовного порядка и, как все живое, в детстве подвержен болезням. 

Отзывы читателей

Почему этот роман великолепен? Во-первых, читая его, получаешь возможность совершить потрясающую экскурсию по Парижу в сопровождении автора. Читатель сможет побывать в Опере, в гримерках театральных актрис, на приемах, где собирается самый высший свет Парижа, студенческих столовых, в дешевых квартирах, редакциях, Деревянных галереях, где продают книжные новинки. Во-вторых, описание мира журналистики изнутри заслуживает внимания. 
LiseAlice 

Бальзак – реалист чистой воды. Он достоверно и безжалостно, без прикрас отразил реалии своего времени. Впрочем, не только своего. Он вытащил на свет все пороки людские, и показал в своем творчестве. «Утраченные иллюзии» – творение уже совершенно зрелого человека, прожившего и понявшего жизнь. 
Kummervoll 

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая, гл. библиограф ИБО

Наверх