Национальный бестселлер 2013

Национальный бестселлер

Национальный бестселлер

 
 

Фигль-Мигль3 июня 2013 г. победителем объявлен роман «Волки и медведи»

Было неизвестно до самого оглашения результатов голосования жюри, кто прячется за столь экстравагантным именем Фигль-Мигль. Получать приз на сцену вышла женщина в больших темных очках, но называть своего имени она не стала. Победительница поблагодарила всех за премию и сказала, что ей «конечно очень приятно». Утверждают, что она «сотрудница петербургского филфака».

Первая публикация Фигля-Мигля датируется 1995 годом на страницах журнала «Апраксин блюз». Автор часто печаталась в журналах «Нева», «Звезда», «Знамя» и других. Неоднократно попадала в списки претендентов на различные премии, в 2004 году стала финалистом премии И. П. Белкина.

Фигль-Мигль является автором романов «Тартар Лтд.», «Мюсли», «В Бога веруем». Но популярность автору принес выход книг «Щастье» и «Ты так любишь эти фильмы».

Фигль-Мигль «Волки и медведи»

Фигль-Мигль «Волки и медведи» (5 баллов – по рейтингу короткого списка)

Фигль-Мигль

Разыскания в Интернете: «Загадочный автор, писатель-призрак Фигль-Мигль известен читателю в основном по журнальным публикациям как блистательный, изысканный, надменный, своеобразно чувствующий и мыслящий эссеист и рассказчик», – отмечают критики.

Роман «Волки и медведи» существует пока в рукописи. Город Питер после глобальной катастрофы жестко поделен между чиновниками и приближенными к ним «гвардейцами» и бандитами (контрабандистами). Милиция окончательно стала вооруженной бандой, взимающей дань со всех, кто еще способен ее платить. Идет война всех против всех – не за влияние, а за элементарное выживание. Ибо в окрестных деревнях выжившее население и вовсе одичало – даже чтобы разговаривать с ними, нужно брать переводчика из интеллигентов. Ибо «там, за рекой, только волки и медведи», – говорят знающие люди. Один из таких премудрых городских интеллигентов по прозвищу Фиговидец (филолог) после закрытия университета  промышляет случайными заработками: то с контрабандистами задружит, то пойдет в услужение к Канцлеру Николаю Павловичу Платонову, который один носит имя,  все остальные носят клички – Молодой, Дроля, Сахарок, Муха.

«Как круто автор придумалкак там дорогие россияне превращаются то в волков, то в медведей. Я люблю Фигль-Мигля за игру. Буду ли я перечитывать «Волков и медведей»? Вряд ли», – пишет Е. Чупринина.


16 апреля объявлен короткий список литературной премии «Национальный бестселлер» 2013 г.

Максим Кантор «Красный свет» (10 баллов)

Кантор Максим КарловичКантор Максим Карлович – российский художник и писатель. Родился в 1957 г. в Москве. Сын философа К. М. Кантора, внук испаноязычного драматурга М. И. Кантора, брат известного философа и литературоведа В. К. Кантора. Максим окончил Московский полиграфический институт в 1980 г. Много выставляется как художник в России и за рубежом, участник русского павильона Венецианского Биенале (1997). Картины Максима Кантора находятся в 24 музеях мира. В 2006 г. опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования», вызвавший полемику в прессе. «Некоторые называют его главной книгой нового столетия, но столетие длится всего ничего. Я выскажусь осторожнее: эта книга обозначила «настоящий, не календарный» конец двадцатого века и подписала ему приговор», – прокомментировал Дмитрий Быков. Книгу называют картиной предательства интеллектуалов, интеллигентского лакейства и скупки интеллекта новым режимом.

Кантор М. К. «Красный свет» Роман «Красный свет» как разрушение политических мифов. Поиск политических корней искусства – основная его идея. Исторический психоанализ, ярмарка политических идей описаны со страстью колумниста и педантичностью репортера. Разрушитель стереотипов, писатель  рассматривает ХХ век не как противостояние «тоталитарных режимов», а как продолжение большой европейской гражданской войны. Описывает крушение советской империи, но в то же время говорит о тупике, в котором оказался Запад. Со временем правящие элиты должны будут пустить под нож и откормленный в пику советскому «гегемону» средний класс, и священные ценности демократии, толерантности и политкорректности. Когда война цивилизаций рвется в Европу на плечах миллионов беженцев, тут уж не до жиру. Мир, выстроенный под диктовку финансовых элит, трещит по швам. Впереди – переоценка ценностей. Расчистка идейного пространства от устаревших политических мифов превращается сегодня в увлекательное занятие, на котором оттачивает свой метод всякий уважающий себя интеллектуал. Максим Кантор убедительно показал, как это делается.

В ближайшее время выйдет его книга «Медленные челюсти демократии», где автор высказывает необычный взгляд на наиболее актуальные для нашего времени понятия: демократия, империя, цивилизация, авангард.

Евгений Водолазкин «Лавр» (7 баллов)

Водолазкин Евгений ГермановичВодолазкин Евгений Германович – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН (ИРЛИ). Родился в 1964 г. в Киеве. Окончил филологический факультет Киевского государственного университета в 1986 г. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1990 г. Зачислен в штат ИРЛИ. Член Ученого совета ИРЛИ. Автор более 100 научных работ. Читал лекции в Санкт-Петербургском и Мюнхенском университетах. Ныне – финалист литературной премии «Большая книга» и Премии Андрея Белого за роман «Соловьев и Ларионов», сборника эссе «Инструмент языка» и другие книги. Живет в Санкт-Петербурге.

Водолазкин Е. Г. «Лавр»Герой романа «Лавр» – средневековый врач. Главный герой проходит долгий и мучительный жизненный путь, меняя города, имена и способы мышления. Сначала он деревенский травник и лекарь Арсений, потом – псковский юродивый Устин, после – монах Амвросий и, наконец, – отшельник Лавр. Неизменными остаются две вещи: неизбывное желание отмолить совершенный в молодости грех – невольный, но от того не менее тяжкий – и удивительный дар врачевания. Дар, который не только привлекает к нему простых людей, но и заставляет их забыть о своем страхе перед концом света, ожидаемым в 1492 г. (7000 от сотворения мира). Так его жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар.

Ильдар Абузяров «Мутабор» (6 баллов)

Абузяров Ильдар АнвяровичАбузяров Ильдар Анвярович – российский писатель.

Родился в Горьком (Нижний Новгород) в 1975 г. В 2000 г. окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета.  Работал сторожем, грузчиком, журналистом, управляющим цеха оконных блоков, коммерческим директором журнала «Октябрь». Проза публиковалась в центральных литературных журналах и альманахах. Автор книг «Осень джиннов», «Курбан-роман», «Хуш», «Агробление по-олбански», «Мутабор». Повесть «Курбан-роман» легла в основу одноимённого художественного фильма.

Абузяров И. А. «Мутабор»Роман «Мутабор» в некотором роде продолжение его романа «Хуш». Его называют то интеллектуальным детективом, то игрой, сродни шахматам. В романе рассматривается  взаимопроникновение европейского и азиатского: европеец попадает на Восток, в одну из бывших советских республик. Захар Прилепин назвал Абузярова «секретным агентом игровой литературы». Если понимать Россию как место столкновения (или слияния) Запада и Востока, то «Мутабор» – книга о России. Но, конечно, она, прежде всего, – о человеке и его страстях. Сочетание игровой, как бы несерьезной подачи с прямым изображением суровостей, если не сказать дикостей, «нашей жизни» – один из секретов письма Абузярова.

Софья Купряшина «Видоискательница» (6 баллов) 

Купряшина СофьяКупряшина Софья родилась в Москве в 1968 г., окончила Литературный институт, публиковалась в журналах и альманахах. В 2002 вышел дебютный сборник рассказов «Счастье», в 2006 – второй сборник «Царица поездов». Шесть лет о Купряшиной ничего не было слышно, и теперь на свет вышел ее третий сборник серии «Уроки русского».

Купряшина С. «Видоискательница»«Видоискательница» – сборник маленьких рассказов.

Купряшина – поэт дна, маргинального гетто, бомжей, проституток, сирот, пьянства, секса, вульгарности и испорченности, поэт конца. Автора интересуют запретные темы табуированные обществом. Здесь мы встречаем детский секс, детский алкоголизм, инцест, насилие. Персонажи Купряшиной не ругаются матом, они на нем говорят. Нескромное обаяние русской нищеты, в котором живет немалая часть русского народа – основная тема творчества писателя.

Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых» (5 баллов)

Погодина-Кузьмина Ольга Погодина-Кузьмина Ольга – известный петербургский драматург и писатель, сценарист. Ее двоюродный дед – поэт Серебряного века Михаил Кузмин. Погодина-Кузмина окончила Санкт-Петербургскую театральную академию, театроведческий факультет. Работала в журнале. Пьесы пишет с 2003 года. Первая пьеса «Мармелад.ru» получила премию на конкурсе молодых петербургских драматургов, организованном фестивалем «Новая драма». С этого момента Ольга является активным участником театральных фестивалей. Пьеса «Сухобезводное» (2006) поставлена  в Комсомольске-на-Амуре. Пьеса «Глиняная яма» получила гран-при  конкурса «Евразия-2007».

Пьесы и проза публиковались в «толстых журналах». Комедия «Мясо» опубликована в сборнике «Путин.Doc. Девять революционных пьес». Она автор романа «Адамово яблоко».
Роман «Власть мертвых» – своего рода пощечина общественному вкусу. Он является продолжением «Адамова яблока». Оба романа  нашумели тем,  что показали мужскую однополую любовь в обществе крутых предпринимателей, суровых несентиментальных мужчин, заработавших свои капиталы в лихие 90-е. На вопрос «Зачем женщине писать роман о любви между мужчинами?» писательница отвечает: «Прежде всего, это наболевший социальный вопрос, который, как мы сейчас видим, легко может разделить общество на два враждебных лагеря. К тому же это особый мир со своими традициями, ярким сленгом, сложившимся протоколом поведения, которые провоцируют исследовательский интерес». «Читать было легко, но страшно», – пишет в Интернете о романе автор, не решившийся подписаться.