8 ноября 1898 г. родился Медведев Николай Александрович (8.11.(27.10). 1898, Екатеринбург – декабрь1968, Челябинск), актер, режиссер. Главный режиссер Челябинского государственного академического театра драмы им. Наума Орлова (1945–1954). Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова

Дата события: 8 ноября 1898 г.

Тип: Персоналия

Описание

 Медведев Николай Александрович (8.11.(27.10). 1898, Екатеринбург – декабрь1968, Челябинск), заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии СССР, главный режиссер Челябинского государственного академического театра драмы им. Наума Орлова (1945–1954), режиссер (1954–1959).

20-е гг. ХХ века – период становления советского театра. Не исключение и Челябинский театр драмы. Провинциальные театры не имели постоянной труппы, приглашенный режиссер набирал актеров, как правило, на один год. В течение 1921–1922 и 1923–1924 гг. в Челябинске работал талантливый режиссер П. И. Васильев, и эти два сезона прошли относительно успешно, несмотря на все трудности поисков новой драматургии и театральных приемов, средств привлечения зрителей.

1 декабря 1923 г. в театре был дан спектакль В. Андриевского «Гимн труду». В нем вместо лиц действовали отвлеченные символы: Идея со своим спутником Юностью оказалась в плену у Капитала, их спасает Труд; несмотря на жестокость Капитала, Идея неуязвима и торжествует вместе с Трудом. «…Пьеса имела большой успех. Зал был переполнен… лед между публикой и театром растаял… Публика начинает ценить работу драматического коллектива, и резко повысила посещаемость театра», – так писала челябинская газета «Советская правда».[1]

Режиссером спектакля был молодой актер труппы Васильева Н. А. Егоров-Медведев: тот самый Николай Александрович Медведев, который спустя два с половиной десятилетия станет главным режиссером Челябинского драматического театра, постановщиком легендарного спектакля «Любовь Яровая», лауреатом Государственной премии СССР и заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Начальный период биографии Н. А. Медведева связан с Екатеринбургом. Здесь он родился 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1898 г., окончил реальное училище, учился в Уральском горном институте. В этом городе началась его сценическая деятельность. Студентом он участвовал в постановках Екатеринбургского пролетарского театра (причем, и как актер, и как режиссер). Затем в 1918–1920 гг. служил в Красной Армии, где заведовал культпросветом запасных частей 5-й Красной Армии. В 1920–1922 гг. он – актер и режиссер екатеринбургских театров: показательного театра отдела народного образования и пролетарского театра.

А потом началась обычная кочевая жизнь актера того времени. Как в калейдоскопе, мелькали города, где приходилось провести один, реже два театральных сезона: Челябинск, Сарапул, Семипалатинск, Самара, Пенза, Ульяновск, Ярославль, Оренбург, Сталинград… Росло мастерство, накапливался режиссерский опыт. Великая Отечественная война застала Медведева в Иркутске, где он проработал с 1939 по 1945 гг., после войны – четыре года в Казани. В 1949 г. Н. А. Медведев, уже будучи заслуженным деятелем искусств РСФСР (1945), вернулся на Урал, на этот раз в Челябинск, с которым он связал всю свою последующую жизнь, где его талант достиг наивысших вершин. С 1949 по 1954 гг. он был главным режиссером Челябинского драматического театра, а в 1954–1960 гг. его режиссером. С 1961 г. Он – главный режиссер Челябинской студии телевидения.

1950-е гг., «медведевский период», можно с полным правом назвать лучшими страницами истории Челябинского театра драмы. Каждый вечер зал с трудом вмещал всех желающих посмотреть спектакль. Актеры известны и любимы в городе, на улице их узнают, а во время спектаклей в зале царит атмосфера восторженной влюбленности в кумиров. Н. А. Медведев, отличный организатор, подбирая актеров в труппу, обращал внимание не только на творческие возможности актера, но и на его личностные качества. К каждому актеру он был очень внимателен, но и требователен. В театре – жесткая дисциплина, опоздать на репетицию на 5 минут недопустимо не только для молодых актеров, но и для актеров со званием. Николай Александрович, истинный интеллигент, отдавал театру и актерам все, чем владел сам. Содружество профессиональной труппы с талантливым режиссером рождало спектакли-шедевры.

Таким стал спектакль по роману «Анна Каренина» Л. Толстого (1950), открывший счет лучших работ театра 1950-х гг. Поставил его Н. А. Медведев. «Николай Александрович, – вспоминал народный артист РСФСР Е. И. Агеев, – был весьма эрудированным, начитанным человеком, владел иностранными языками и умел метко пользоваться латинскими и французскими выражениями. Но он никогда не делал это для того, чтобы “свою образованность показать,” а прибегал к ним, причем весьма тактично и остроумно, лишь для разрядки в напряженный момент работы с актерами».[2] Н. А. Медведев был незаурядной личностью, способной исключительно спокойно, уверенно и без суеты руководить театром, который он отлично знал и беззаветно любил. «Понимание специфики актерского труда, умение выстроить спектакль, сформировать репертуар – все это у Николая Александровича было в гармонии».[3]

Вскоре Н. А. Медведева, как и весь театр, ждало серьезное испытание: первые гастроли за пределами Челябинской области, в театральный центр страны – Ленинград. Для искушенного ленинградского зрителя челябинцы привезли 10 спектаклей. Гастроли начались 25 июля 1950 г. на сцене Измайловского сада в одном из лучших залов, который был заполнен… на одну треть. Однако уже третий спектакль шел с аншлагом – и так до конца гастролей. Успех был настолько велик, спектакли произвели на ленинградцев такое ошеломляющее впечатление, что по просьбе зрителей гастроли были продлены и закончились только 8 октября! Об этом успехе писала и ленинградская пресса: «Челябинский театр назвать провинциальным было бы неверным и неточным. Та труппа, которую мы увидели, состоит из подлинных дарований, способных украсить любой столичный театр. Его спектакли показали, что в художественном творчестве нет грани между столицей и провинцией».[4]

1951 г. принес новый успех. Спектакль «Любовь Яровая» (К. Тренев) удостоен Государственной премии СССР, и сразу 6 человек стали ее лауреатами: постановщик спектакля Н. А. Медведев, художник Д. Д. Лидер, исполнители главных ролей Е. И. Агеев (Швандя), И. Г. Баратова (Панова), А. С. Лескова (Яровая), В. А. Южанов (Кошкин). Спектакль самым убедительным образом подтвердил любимое выражение Н. А. Медведева о том, что пятьдесят процентов успеха спектакля – это правильное распределение ролей. Он сам блестяще умел это делать, порой удивляя не только зрителя, но и самого актера, открывая в нем грани таланта, о которых тот и не подозревал. Вот один из примеров. Е. И. Агееву Медведев предложил сыграть Швандю, что было для него неожиданным, так как он когда-то играл в этой пьесе Кошкина, но помощь режиссера помогла ему перестроиться: «Мне не нужен в образе Шванди матрос-братишка. Нужно конкретное выражение той большой народной силы, которую разбудила революция. Вот это и надо играть прежде всего»,[5] – так Е. И. Агеев и сыграл эту роль. Спектакль «Любовь Яровая» был включен в гастрольную афишу театра в 1952 г. в Ленинграде – и вновь полный успех.

Всего на сцене Челябинского театра драмы Н. А. Медведев поставил 27 спектаклей. Среди них: «Горе от ума» А. Грибоедова (1951), «Стакан воды» Э. Скриба (1954), «Собака на сене» Лопе де Веги (1958) и др. Несколько слов о последнем из названных: эта комедия и на сцене была блестящей, искрометной. Накануне постановки режиссеру подарили заграничный сувенир: зажигалку с изображением «писающего Амура». Николай Александрович попросил бутафоров сделать на основе этой скульптурки фонтан для спектакля. По ходу действия этот фонтан стал центром всех комических ситуаций. П. И. Кулешов, игравший роль Тристана, главного путаника и провокатора, во время каждого выхода на сцену «отмечался» у фонтана: пил воду, полоскал горло, умывался, брызгая на зрителей к их удовольствию. Так маленькая бытовая вещица помогла режиссеру найти верный тон комедии. Следует сказать, что Медведев выходил на сцену и в качестве актера, например, он играл Каренина в спектакле «Анна Каренина», Фамусова в «Горе от ума» А. Грибоедова и др.

Не меньший след в истории культуры Челябинска Николай Александрович оставил и как главный режиссер телестудии. Челябинскому телевидению повезло, что у его истоков стояли такие крупные деятели, как Л. Л. Оболенский и Н. А. Медведев. Будучи театральным режиссером, Николай Александрович не только ставил телевизионные постановки, но и переносил на площадку телестудии спектакли театров Омска, Свердловска, Новосибирска, Челябинска, делая их телевизионную запись. Среди телевизионных работ Н. А. Медведева – «Рожь зеленая», «Когда в сердце тревога», «Последняя песня» и др. Во время работы над телевизионными постановками в студии царила атмосфера творчества. Как и в театре, режиссер заражал всех участников постановки своим отношением к работе: актеров, операторов, осветителей, гримеров.

Значение творчества Н. А. Медведева, безусловно, выходит за рамки Челябинска, это театральный деятель российского масштаба.

 

 

[1] Советская правда. Челябинск, 1923. 14 дек. С. 5

[2] Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга : [сборник / сост. Б. С. Рябинин]. Челябинск, 1983. С. 76–77.

[3] Гладких И. Г. Старик Качалов нас заметил… Челябинск, 2000. С. 208.

[4]Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности. В 2 т. Т. 1 / редкол.: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. Челя-бинск, 2001. С. 21.

[5] Челябинский драматический театр имени С. М. Цвиллинга: [сборник / сост. Б. С. Рябинин]. Челябинск, 1983. С. 77.

 

Источник: Палагина, Т. В. Медведев Николай Александрович [Текст] / Т. В. Палагина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2013 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; сост.: И. Н. Пережогина, О. В. Скребкова, Р. Р. Хайретдинова. – Челябинск, 2013. – С. 210–214. 

Литература

ЕФИМЕНКО, А. П.  Медведев Николай Александрович [Электронный ресурс] / А. П. Ефименко // Челябинск : энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001. – С. 507–508. – Режим доступа: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1428, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

ЕФИМЕНКО, А. П. Медведев Николай Александрович [Текст] / А. П. Ефименко // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск, 2008. – Т. 4. – С. 182.

* * *

ВОХМИНЦЕВ, В. Пятьдесят лет в искусстве [Текст] / В. Вохминцев // Челябинский рабочий. – 1968. – 26 окт.

МИЛОСЕРДОВ, В. И. Вечно молодые [Текст] / В. И. Милосердов // Челябинский рабочий. – 1982. – 15, 17 дек.

Воспоминания актера Челябинского театра драмы о режиссерах, в том числе о Н. А. Медведеве.

БОРИСКИН, В. Мастер точных фраз и тонких спектаклей [Текст] / В. Борискин // Челябинский рабочий. – 1998. – 27 нояб.

ОГНИВОВА, У. Патриарх драматического [Текст] / У. Огнивова // Южноуральская панорама. – Челябинск, 1998. – 12–18 нояб.

НИКОЛАЙ Александрович Медведев [Текст] // Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности : в 2 т. / редкол.: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. – Челябинск, 2001. – Т. 1: 1921–1973. – С. 42–43.

  

Наверх