Отдел литературы по искусству представляет выставки, посвященные джазу: «Легенды джаза» и «Джаз в современном мире». Они подготовлены к IV Международному музыкальному фестивалю «Весенний Beat», а также посвящены Международному дню джаза (30 апреля).
На выставках представлены книги, журналы и диски, посвященные джазу в целом и отдельным исполнителям. Читатели также могут воспользоваться электронной библиотекой ЛитРес, пройдя на портале ЧОУНБ удаленную регистрацию.
Джаз как форма музыкального искусства возник в конце XIX – начале XX в. в результате взаимодействия африканской и европейской культур и затем распространился повсеместно. Характерной чертой музыкального языка джаза изначально являетсяимпровизация и полиритмия. Дальнейшее его развитие происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмов и гармонических моделей. Джаз также тесно связан с блюзом и бардовской музыкой.
Первой суперзвездой джаза является Луи Армстронг (1900–1971). Дюк Эллингтон (1899–1974) считается величайшим джазовым композитором первой половины XX в.
![]() |
![]() |
Первые и основные джазовые течения:
Новоорлеанский джаз
Термином «новоорлеанский» (или «традиционный») джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в начале XX в. (период между 1900 и 1917 г.), а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения.
Бибоп
Название этого направления в джазе произошло от «ри-боп» – слова, характеризующего манеру исполнения музыкантов данного стиля. В этой музыке на первый план выступает солист, его музыкальная вдохновлённость, стремление к сложным импровизациям и виртуозное владение инструментом.
В отличие от свинга, бибоп – это экспериментальное творческое направление в джазе и поэтому часто оно вызывало непонимание у публики. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов».
Основные исполнители: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч и др.
Постбибоп
Этот джазовый стиль появился в 1960-е гг. на волне подъема популярной музыки. Постбипоп сформировался на основе фанка с использованием элементов латинской музыки. Представителями постбибопа стали саксофонист Джо Хендерсон, пианист Маккой Тайнер, Диззи Гиллеспи, саксофонист Уэйн Шортер.
Свинг
Свинг в переводе с английского «swing» означает «качание». Термин имеет два значения. Это стиль оркестрового джаза и выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.
Исполнители: Джо Пасс, Фрэнк Синатра, Бенни Гудмен, Нора Джонс, Мишель Легран, Оскар Питерсон, Айк Квебек, Паулино Дэ Коста, Уинтон Марсалис, Братья Миллс, Стефан Граппелли.
Эйсид-джаз
Возник в Великобритании в конце 80-х гг. (расцвет в 1990–1995 гг.) и соединил в себе фанк 70-х годов, хип-хоп и танцевальную музыку 90-х. Появление стиля было продиктовано распространенным использованием джаз-фанковских сэмплов. Основоположником считается ди-джей Джайлс Питерсон. Среди исполнителей: Мелвин Спаркс, Smoke City, Incognito и др.
В XXI веке потенциальные возможности дальнейшего развития джаза достаточно велики, так как пути и средства выражения таланта непредсказуемы.
Сейчас словом «Даунтаун» (название района Нью-Йорка) обозначается новая джазовая сцена, и на ней импровизируют саксофонист и композитор Джон Зорн со своей командой. В индустрии джаза появляются: поп-джаз и smooth jazz (противостояние modern и contemporary), Кенни Джи и Кенни Гарретт, мягкий поп-джаз и жёсткий рок-джаз Крисчена Скотта и это, разумеется, не предел.
Из материалов, представленных на выставке:
Переверзев, Л. Б. Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе / Леонид Борисович Переверзев ; под ред. Кирилла Мошкова. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.], 2011. – 504, [1] с.: ил. |
Верменич, Ю. Т. Джаз : история, стили, мастера / Юрий Верменич. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2007. – 607, [1] с.: ил. |
Великие люди джаза : [в 2 кн.] / под ред. К. В. Мошкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2012. – Кн.1. – 666 с. К-597494 Великие люди джаза: [в 2 кн.] / под ред. К. В. Мошкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2012. – Кн. 2. – 666 с. |
Рок-культура и джаз: традиции, современность, перспективы: сборник материалов и научный статей Международной заочной научно-практической конференции, 28 апреля 2014 г. / [гл. ред. Г. Ю. Квятковский; сост. Ю. Г. Бобовкина, Я. Т. Жакупова]. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2014. – 158 с.: ил. |
Фейертаг, В. Б. Джаз : энциклопедический справочник / Владимир Фейертаг. – [2-е, перераб. и доп. изд.]. – Санкт-Петербург : Скифия, 2008. – 675, [14] с. : портр. |
Muzzic Postcard. For yоur Burthday: The very best hits of Jazz 4 All : Part 1 / Э. Фицджеральд, О. Петерсон, Р. Чарльз [и др.]. – Москва : CомВэкс Трейдинг, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-DA) : стерео ; 12 см. – (The History collection series ). Загл. с этикетки диска. |
Гарлемский ноктюрн: романтические баллады для саксофона. – 2001. – 1 эл. опт. диск (CD-DA). – (Jazz. Весь этот джаз). |
Читать и слушать в ЛитРес Необходимо пройти удаленную регистрацию на портале ЧОУНБ. |
Наталья Козлова, ведущий библиограф отдела литературы по искусству
23.03.2016 15:54:25