2016 год объявлен Годом России в Греции и Годом Греции в России. Греция – это один из самых притягательных уголков планеты, с уникальной историей и памятниками, чрезвычайно богатым культурным наследием, «музей под открытым небом». Архитектура Древней Греции и сегодня привлекает, завораживает, удивляет. Книжная выставка приглашает совершить увлекательное путешествие по Греции и познакомиться с великим архитектурным прошлым этой страны. Читателям представлены красочные альбомы, монографии по культуре и искусству Древней Греции, путеводители, книги серий «История культуры» и «Все чудеса света».
Современные специалисты выделяют в древнегреческой архитектуре два основных стилистических направления – дорическое и ионическое, которые были сформированы в VII в. до н. э. Дорическая архитектура считается простой и лаконичной. В отличие от нее, ионический стиль гораздо сложнее и насыщенней деталями. Образцы античной архитектуры легко можно узнать по колоннам, которые не только являются декоративным элементом архитектуры, но и служат надежной опорой для перекрытий. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности.
Главной отличительной чертой древнегреческой архитектуры является ее способность гармонично вписываться в окружающую среду. Создавая те или иные сооружения, древнегреческие строители всегда руководствовались правилами формирования среды жилого помещения, учитывали городские коммуникационные соединения, а также придерживались основ стандартизации и модульности.
При этом архитекторам удалось найти идеальную формулу, которая позволяла сочетать архитектурные художественные элементы с техническими нюансами. Именно поэтому основные правила древнегреческих архитекторов находят свое применение и в наши дни. Впрочем, это не удивительно – ведь все архитектурные постройки Древней Греции отличаются особой продуманностью деталей, сравнительно легким исполнением и идеальной четкостью композиционных линий.
Особенности человеческого зрения учитывались греками при сооружении зданий. Так, в Парфеноне середина ступеней и карниз в центре шире, чем по краям, а колонны сделаны с небольшим уклоном к центру зала. Это сделано специально: идеально прямые линии казались бы человеческому глазу искривленными.
Непревзойденное совершенство, величественная красота, спокойствие и гармония сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.
Античные памятники, средневековые города и традиционные деревни, белые дома и высокие крепости – все это визитная карточка греческой архитектуры. Исторические поселения Греции являются неотъемлемой частью культуры и наследия страны. Как живые творения реальной жизни они искусно отреставрированы и гармонично вписаны в туристическую инфраструктуру (гостиничные заведения, музеи, рестораны) и другие объекты общественного пользования (офисы организаций, ремесленные мастерские и т. п.).
Напоминая о былой славе, эти старинные здания являются частью природного пейзажа Греции: вмешательство в их неподвижную конструкцию сведено к необходимому минимуму; новое оборудование гармонично адаптировано к оригинальной архитектурной конструкции; современные нововведения «поглощаются» сильным историческим характером этих зданий; система отопления приспособлена к местным климатическим условиям; в горной местности вместо электрических нагревательных приборов используются камины; полы вымощены местным камнем или керамическими плитками, а в деревянных фрагментах интерьера выборочно используются деревянные гвозди.
Архитектурные памятники Греции – это еще и культурные памятники раннего христианства и Византийской империи, которые включают в себя храм Святой Софии, поражающий своей красотой и уникальными византийскими фресками и мозаикой, церковь Святого Георгия, которая известна как «Ротонда». Эти уникальные культовые сооружения по праву внесены в списки ЮНЕСКО как шедевры архитектурного искусства Греции.
Выставка «Прикосновение к вечности: архитектурное путешествие по Греции» будет работать до середины мая в читальном зале № 6 (2-й этаж).
Из книг, представленных на выставке:
Д-273359 Ч-6
85.11
М 263
Маринович, Л. П. Судьба Парфенона / Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко ; ин-т археологии РАН, ин-т всеобщ. истории РАН. – Москва : Яз. рус. культуры, 2000. – 347 с. – (ЯЗЫК. СЕМИОТИКА. КУЛЬТУРА).
Д-276418 Ч-6
71.3
Г 225
Гаспаров, М. Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции / М. Л. Гаспаров. – Москва : Фортуна ЭЛ, 2004. – 115, [2] с. : портр., цв. ил., карт.
Ф-20562 Ч-6
85.10
Т 22
Таруашвили, Л. И. Искусство Древней Греции : словарь / Л. И. Таруашвили ; Рос. акад. художеств, науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств, отд. монумент. искусства и проблем архитектуры. – Москва : Яз. славян. культуры, 2004. – 332 с. : ил.
Д-273767
63.3(0)3
Б 293
Баумгартен, Ф. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. – 509 с.– (История культуры).
Ф-18142
63.4
Д 84
Дурандо, Ф. Греция : Пер. с англ. / Ф. Дурандо. – М. : Бертельсман Медиа Москау АО, 2001. – 215 с : ил. – (Атлас чудес света).
Татьяна Чуватина, ведущий библиотекарь ОЛИ
13.04.2016 11:35