23 апреля в Челябинской областной универсальной научной библиотеке преподаватели и студенты вузов и колледжей познакомились с правилами кибербезопасности для пользователей банковских карт. Час финансовой грамотности, организованный Центром правовой и деловой информации совместно с Центральным банком Российской Федерации, собрал более ста человек.
Анна Дмитриева, ведущий библиотекарь ЦПДИ, презентовала ресурсы и услуги ЧОУНБ, акцентировав внимание на их практической составляющей. Особый интерес у слушателей вызвал ресурс Президентской библиотеки. Преподаватели Южно-Уральского государственного университета выразили желание открыть удаленный читальный зал Президентской библиотеки в своем вузе.
Лариса Хуснуллина, главный экономист отдела платежных систем и расчетов Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Банка России, разъяснила возможные мошеннические действия в отношении держателей банковских карт.
Мошенники применяют различные устройства для копирования магнитной полосы карты («скимминга»), похищают карты с помощью «ливанской петли», используют специальные накладки на клавиатуру банкомата и различные скрытые камеры для кражи ПИН-кода. Другая схема мошенничества – похищение реквизитов карт в сети Интернет («фишинг») через email-рассылки, поддельные сайты и др. Распространено и SMS-мошенничество. Мошенники рассылают SMS-сообщения, визуально похожие на сообщения от Банка, используют телефонные номера, схожие с официальными номерами Банка.
Кража денежных средств с банковских счетов может совершаться также при помощи сервиса «мобильный банк» путем попадания вредоносного программного обеспечения на незащищенный антивирусом аппарат либо в результате получения обманным путем реквизитов карты и одноразового пароля. Необходимо помнить, что мошенники используют НЛП (психологические приемы влияния на подсознание людей), их речь хорошо отработана, они знают, как запутать человека и заставить его сделать что-то, чего он до конца сам не понимает.
Чтобы сохранить деньги на банковской карте, эксперт рекомендовала следовать простым правилам:
- карту, ее реквизиты, персональные данные, ПИН-код, контрольное (кодовое слово), пароли доступа к ресурсам банка хранить, исключив доступ к ним третьих лиц;
- у банкомата обращать внимание на стоящих за спиной людей, используя зеркала на банкомате;
- осматривать банкомат и при сомнениях отказываться от его использования;
- все манипуляции (в т. ч. пересчет денег) проводить, не отходя от банкомата, в зоне обзора видеокамеры;
- при наборе ПИН-кода обязательно прикрывать второй рукой клавиатуру;
- если банкомат не вернул карту, не выдал денег и т.п., не отходя от банкомата позвать на помощь сотрудника Банка либо сообщить в Банк по телефону (номер службы технической поддержки клиентов Банка указан на самом банкомате);
- подключить услуги «Мобильный банк» или SMS-уведомления и обязательно отключить их при смене SIM-карты, написав заявление в Банк;
- сохранить номер «горячего» телефона Банка и немедленно блокировать карту при ее утере;
- ПОМНИТЬ контрольное слово (кодовое слово);
- пользоваться проверенными и защищенными банкоматами;
- не выбрасывать перевыпущенные карты, уничтожать их без возможности восстановления;
- внимательно прочитать и соблюдать условия договора, ПОМНИТЬ: Банк не звонит и не пишет клиенту для получения секретных данных, подтверждения/отмены операции, получения кода;
- по всем возникающим вопросам обращаться ТОЛЬКО в обслуживающий Банк.
Мероприятие завершилось фотосессией студентов с Ларисой Хуснуллиной и награждением победителя викторины. Самый эрудированный в вопросах финансовой грамотности студент получил от Центробанка РФ брикет измельчённых старых купюр общим номиналом 1 000 000 рублей.
Анна Дмитриева, ведущий библиотекарь ЦПДИ
24.04.2018 16:53:25