Из истории экспонатов Музея-центра ЧОУНБ


Вазы «Цветущий сад» и «Цветы» были подарены по случаю 40- и 50-летия ЧОУНБ Челябинским областным исполнительным комитетом совета народных депутатов. Мы ценим подарки как признание деятельности нашей библиотеки высшими органами власти. Библиотека бережно хранит страницы своей истории, а экспонаты – в Музее-центре.

Клуазоне – древнейшая техника перегородчатой эмали, получившая широкое распространение из-за своих декоративных возможностей. Процесс производства одного изделия в технике клуазоне очень сложный и кропотливый, требующий как минимум 30 операций. Сначала изготавливается медная основа изделия, определяющая будущую форму предмета. Затем на поверхности формы выкладываются узоры тончайшей медной проволочкой, толщина которой меньше человеческого волоса. После того, как узор готов, промежутки заполняются разноцветной эмалью. Заготовку отправляют в печь на обжиг, для большей прочности изделие подвергают температурной обработке 4–5 раз при температуре 800–900 градусов. Остывший предмет шлифуют, а отдельные детали покрывают золотом или серебром, чаще всего по краям. Так достигается потрясающий и неповторимый вид изделий. Получается яркое красочное и прочное изделие, способное выдержать испытание временем и достойно украсить даже императорские покои (что и делали императоры династии Мин и Цин).

 

1.Ваза «Цветущий сад». Латунь, эмаль клуазоне, золочение, ручная работа. Высота 43 см. Диаметр тулова 13 см. Китай, 1930-е гг.

2.Ваза «Цветы». Латунь, эмаль клуазоне, дерево, золочение, ручная работа. Высота 35 см. Диаметр тулова 13 см. Китай, 1940-е гг.

История этой техники началась в Древнем Египте, когда лучшие мастера трудились над созданием ритуальных атрибутов фараонов. К их числу принадлежит знаменитая маска Тутанхамона. Эта техника была знакома мастерам Византии и стран Ближнего Востока, а затем попала в Китай. Еще в XIV в. китайские мастера по достоинству оценили возможности этого ремесла и, усовершенствовав его, создали свой изысканный стиль. В красители эмалей добавлялся порошок драгоценных камней. Предметы, выполненные в технике клуазоне для императорского двора, отличались филигранностью работы и разнообразием цветовых градаций. Своего пика это искусство достигло в годы правления династии Цин (1616–1911). Декоративные вазы, шкатулки, чаши, блюда и курительные приборы украшались цветочным орнаментом, изображением птиц, драконов, собак, в редких случаях – жанровыми сценами. Техника клуазоне была универсальной для декоративно-прикладного искусства.

Китайская эмаль отличается от западной в типах декоративно-прикладного искусства, в орнаментах и ремесленных техниках. В Европе эмаль использовалась для украшения предметов религиозного культа, передавала мифологические сюжеты. В Китае эмалью декорировали бытовые предметы и ритуальную утварь. Также можно проследить не только художественные различия, но и отражение национальной истории, народной культуры. Следует заметить, что в Китае эмальерное искусство развивалось под очевидным влиянием истории и ограничением эпох. Эпохи Канси, Юнчжэн и Цяньлун – это три периода династии Цин, известные миром и процветанием. За эти сто с небольшим лет декоративно-прикладное искусство, обогащаясь народной культурой и впитывая иностранное влияние, совершило скачок в развитии, кульминацией которого стал период Цяньлун, с его зрелым и целостным стилем – новая глава в истории китайского искусства. Однако после того как в 1789 г. придворные мастерские были упразднены и производство перегородчатой эмали при дворе прекратилось, хотя оно и было возрождено в годы Цзяцин, эпоха китайской эмали начала клониться к закату. Японское вторжение также повлияло на эту отрасль – многие ремесленники были угнаны в Японию и продолжили кустарно заниматься творчеством там. Позже, благодаря помощи СССР Китай был освобождён от японских захватчиков. А в 1949–1956 гг. при помощи СССР там созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Поэтому в эти годы искусство Клуазоне стало популярным и в СССР.

Мы приглашаем вас в Музей-центр ЧОУНБ погрузиться в мир наших интересных экспонатов. Теперь и у вас есть возможность прикоснуться к прекрасному и увидеть всё своими глазами!


Юлия Яхнина, заведующий отделом редких книг

Анастасия Романенко, библиотекарь отдела редких книг

26.06.2019   13:52:46

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх