Дисциплинарные практики дореволюционной средней школы


В прямой трансляции перед слушателями выступила доцент кафедры русской истории РГПУ им. А. И. Герцена кандидат исторических наук Татьяна Пашкова. Она является автором статей о дореволюционных гимназиях, учебников по истории России для общеобразовательных школ, нескольких монографий.

В своей лекции «Надзирать и наказывать: дисциплинарные практики дореволюционной средней школы» Татьяна Ильинична представила авторское исследование системы образования до 1917 г., когда большой популярностью пользовалась теория известного французского философа Мишеля Фуко – как раз служит названием лекции.

 Выступление началось с высказывания Василия Андреевича Жуковского, известного русского поэта  и педагога: «Привыкнув чувствовать зависимость, ребенок научается покорности, которая есть не что иное, как произвольное признание необходимой высшей, хранительной власти. Сперва ребенок по привычке узнает непоколебимость силы, им управляющей, которой он принужден покориться; эта привычка обращается потом в ясное понятие о мудрой власти, которой он покориться должен». Эти принципы воспитания были основой в дореволюционной России.

 Татьяна Пашкова рассмотрела три основных вопроса:

  • Учебная (классная) дисциплина
  • Бытовая дисциплина гимназических пансионов
  • Дисциплина внешнего вида и внеклассный надзор.

Дисциплинирование воспитанников гимназических пансионов охватывало практически все аспекты их повседневной жизни. В первую очередь, оно было направлено на внешнюю, наружную «шлифовку» педагогического «материала». Жесткая регламентация любых действий, тотальный контроль над перемещениями в пространстве, строгий распорядок дня, обезличивание, отсутствие возможности для уединения и проявления индивидуальных склонностей – все это имело целью стандартизировать бытовые привычки и поведение. Однако в совокупности разные способы дисциплинирования имели и более глубокую подоплеку: формирование с младых лет «инстинкта» законопослушания.

Идолом публичных учебных заведений, которому истово поклонялись педагоги, были «Правила», беспрекословное подчинение которым считалось главной целью воспитания: «Великое значение в деле воспитания имеет приучение учащихся к строгому исполнению их обязанностей и всех вообще предписываемых правил. Необходимо приучать их к осмотрительности во всех поступках, вырабатывая в них силу воли и воспитывая их в подчинении законности и порядку». Любые отклонения от инструкций квалифицировались как «дурное поведение», «беспорядок», «непокорство» и «строптивость».

Слушатели узнали много новых фактов о дореволюционных гимназиях, о методах воспитания и быте гимназистов, кардинально отличающихся от современной школы. Также для них был проведен краткий курс обучения использованию ресурсов Президентской библиотеки в подготовке к семинарам и коллоквиумам. Все участники мероприятия стали читателями ЧОУНБ и Президентской библиотеки им. Б. Н.  Ельцина.

 

Наталья Павлова, библиотекарь Челябинского регионального центра доступа к ресурсам Президентской библиотеки
12.09.2019 10:11:31

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх