Генеральный конструктор сердца танка Иван Трашутин


Иван Яковлевич Трашутин – советский конструктор-моторостроитель, главный конструктор по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, один из основоположников научной школы конструирования транспортных дизелей, инженер-полковник, Почетный гражданин города Челябинска.

За выдающиеся заслуги в развитии советского моторостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1966 г. Ивану Яковлевичу Трашутину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а 19 января 1976 г. вновь присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».

С Танкоградом и моторным производством Ивана Трашутина связывает четыре десятилетия. С началом Великой Отечественной войны Трашутин вместе с Харьковским моторным заводом был эвакуирован в Челябинск. Инженер покинул Харьков с последним эшелоном, едва не погибнув при одной из бомбежек – бомба попала в дом, где он находился. Через несколько часов Трашутина откопали из-под развалин без сознания.

В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и местного тракторного заводов был создан мощный танкостроительный комбинат – Челябинский Кировский завод (сейчас – Челябинский тракторный завод), ставший известным во всём мире под названием «Танкоград». С октября 1941 г. И. Трашутин – главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75 по производству дизелей: танки КВ, ИС, Т-34 были оснащены дизелем В-2, разработанным коллективом конструкторского отдела под руководством Трашутина.

В технической среде Ивана Трашутина прозвали «Иван-дизель», ведь его жизнь была прочно связана с созданием очень нужных машин для страны – дизелей. Под руководством Трашутина были разработаны и поставлены на серийное производство дизели типа В-2, подходящие под особенности и средних, и тяжелых танков. Только за годы войны специальным конструкторским бюро № 75 в двигатель было внесено 750 изменений. А за 40 лет работы на ЧТЗ Иваном Трашутиным и его учениками было создано более 70 моделей специальных двигателей, которые служат мирным целям. Этот мотор стал сердцем рыболовецких судов, мощных нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов и другой техники. Применение дизелей в народном хозяйстве получило широкое распространение не только в СССР, но и в зарубежных странах, где они изготавливались по лицензии.

В те годы впервые в мире был создан двигатель В-748, ставший основным для отечественных дизель-электрических тракторов – это одно из самых неординарных решений конструктора Трашутина, у которого, как известно, были новаторские и смелые находки.

Видеоролик о жизни и деятельности И. Трашутина размещен на канале YouTube и на портале библиотеки.

Следующий выпуск медиапроекта «Золотая летопись Челябинской области» выйдет в эфир 25 ноября. Вы узнаете о жизни и деятельности директора Челябинского трубопрокатного завода (1956–1977) – Якове Павловиче Осадчем.

 

Марина Дубровина, зав. сектором отдела краеведения

Пресс-служба ЧОУНБ

29.10.2019 14:13:36

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх