Хедлайнер литературного форума #РыжийФест Евгений Чижов – о книге для каждого, предмете роскоши и работе над собой


«Литератор. Родился в 1966 г. в Москве, с 2007 г. живет в Зеленограде. С женой, кошкой и собакой. Будете проходить – заходите», – написано на странице Евгения в социальных сетях. К этой лаконичной биографии стоит добавить еще пару штрихов: писательскую карьеру Чижов начал после того, как в начале 1990-х отработал три года адвокатом по уголовным делам, а потом ещё три года жил в Германии, где перепробовал множество профессий. Первая его публикация – повесть «Бесконечный праздник» – вышла в 1997 г. в журнале «Соло». Высокую оценку профессионального сообщества получил роман «Перевод с подстрочника» (2013), который был удостоен премии «Венец» Союза писателей Москвы, а также вошел в шорт-лист двух престижных премий – «Ясная Поляна» и «Большая книга».

Евгений Чижов

Из разговора с Евгением Чижовым:

– Можете ли вы составить мнение о незнакомом или малознакомом человеке, взглянув на его книжную полку?

– Приблизительное мнение составить смогу, хотя стараюсь этого не делать, то есть не упреждать общение с человеком своим сложившимся мнением о нем. А вообще это уже уходящая натура – книжные полки. Никуда не денешься – на смену книгам приходят цифровые тексты. Очевидно, что чтение становится предметом роскоши, приближается понемногу к таким областям искусства, как опера и классическая музыка.

– Экранизация, статья в Википедии, литературная премия, попадание в рейтинг, количество подписчиков на фейсбуке, хорошие продажи – что можно считать мерилом успеха?

– С ходу вспоминаю фразу моего любимого австрийского писателя Роберта Музиля: «Я никогда в жизни не переживал ничего более постыдного, чем успех». А что-то вроде успеха мне досталось за прошлый роман «Перевод с подстрочника». Дело в том, что попадание в шорт-лист «Большой книги» обеспечивает все внешние признаки успеха: у тебя берут интервью, к тебе приезжают с телевидения, тираж приходится допечатывать.

Оказывается, слава измеряется чуждостью людей, которые к тебе приезжают, проявляют к тебе интерес, и тем, насколько они далеки от того, что ты в эту книгу вкладывал. К сожалению, это примерно так выглядит. Для меня успех всегда зависел от мнения немногих людей, вкусам которых я доверяю.

– А что это за люди?

– Анатолий Генрихович Найман – друг Бродского, литературный секретарь Ахматовой. Благодаря ему, удалось напечатать мой первый роман «Темное прошлое человека будущего», который нигде не хотели брать и который таскался по редакциям  пару лет, прежде чем  его взяли в журнал «Октябрь». Многие до сих пор считают его моей лучшей книгой.

Критерий успеха заключается в самой книге – она может получиться или не получиться, а внешний читательский успех от меня зависит мало. Мне хватает того, что есть, потому что все-таки мои книги более экспериментальны, да я и не стремлюсь касаться тем заведомо массового спроса, пишу о том, что мне интересно или о чем я могу сказать что-то новое, что другой не скажет. В принципе, все обстоит неплохо.

– Какую книгу стоит прочесть каждому?

– Люди очень разные. Для кого-то Библия – это священная книга, которую он читает каждый день, для кого-то исторически значимый тягостный текст, который читается с трудом, а для кого-то – книга, которую он никогда в жизни не открывал.

Книги для каждого нет и быть не может. Тем, для кого чтение – это не просто способ убить время, кто и так в курсе того, что на слуху, я бы, наверное, рекомендовал, скажем, из книг самого первого ряда, но не очень громко освещавшихся, «Репетиции» Владимира Шарова. Это, конечно, исключительный роман и по мощи, и по философской глубине, и по необычности, экстравагантности своей. Ну, или еще более необычный и замечательный Денис Осокин и его книга «Овсянки». По крайней мере, если кому интересна современная литература, то Осокина читать надо бы. И есть еще много авторов, всех не перечислишь...

– А свое творчество вы бы с какой книги посоветовали начать изучать?

– Изучать, это, конечно, громко сказано, достаточно читать, и читатель, я надеюсь, должен получать некоторое удовольствие.

С какой начать? Самым популярным был, безусловно, «Перевод с подстрочника», но я больше всего люблю роман «Персонаж без роли», а более взыскательному читателю, который ищет что-то новое и необычное, я бы рекомендовал первую и последнюю – «Темное прошлое человека будущего» и «Собиратель рая». Все зависит от читателя, от того, чего он ищет – занимательного, поучительного или необычного.

– Если бы местом действия вашего романа стал Челябинск, то о ком или о чем была бы эта книга?

– Боюсь, что у меня пока нет никакого собственного представления о Челябинске, я у вас ни разу не был. Но в целом ведь место действия достаточно условно, разве что последний мой роман «Собиратель рая» довольно жестко привязан к Москве, поскольку весь состоит из блужданий моих персонажей по городу в поисках друг друга. Но с таким же успехом они могли бы блуждать и по Челябинску, если бы там родились.

– Традиционный вопрос в завершение: над чем вы сейчас работаете?

– А я традиционно отвечу – над собой. Пытаюсь начать все с начала и научиться писать так, как будто я еще ничего не писал. Научиться писать рассказы, скажем, или повести. Я вообще никогда не говорю, прежде чем не закончил. Никогда не знаю, удастся мне закончить или нет. Я, как видите, не быстро пишу и не очень много написал, не в том сегменте литературы я работаю. Мне интересно открывать что-то новое, а это не случается каждый день.

 

Всероссийский литературный форум #РыжийФест пройдет 25–27 сентября. Его организаторы – Союз журналистов Челябинской области, при поддержке Фонда президентских грантов и Публичной библиотеки.

Напоминаем, что в это же время в Центре международной торговли состоится традиционная Южноуральская книжная ярмарка.

Читайте книги автора на Абонементе Публичной библиотеки и в библиотеке ЛитРес, подписывайся на социальные сети #РыжегоФеста и ЮУКЯ и не пропусти главные литературные события этого сентября.

 

Пресс-служба ЧОУНБ

14.08.2020 11:20:29

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх