Новогодняя выставка ждет вас в отделе редких книг ЧОУНБ


Ни в одной стране зимние праздники, будь то Рождество или Новый год, не могут обойтись без их главного символа – доброго дедушки, приносящего подарки послушным и воспитанным детям.

У каждой страны свой новогодний «герой-поздравитель». У них хоть и разные имена, но есть и обязательные общие черты: цвет одежды обычно красный, есть шапка, борода и мешок с подарками.

Во Франции сказочный дедушка носит имя Пер-Ноэль, финны зовут его Йоулупукки, японцы – Одзи-сан, у нас он Дед Мороз, а еще он известен как Санта-Клаус.

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Чудотворец, известный своей благотворительностью – помощью в виде тайных подарков бедным людям с детьми.

Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса
Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса

Считается, что первым, кто создал образ Санты, был американский писатель Вашингтон Ирвинг, автор популярного рассказа «Легенда о Сонной Лощине». В «Истории Нью-Йорка» Ирвинг рассказал, что Святой Николай был одним из главных заступников для голландских поселенцев. Именно Николай, по легенде, разносил подарки 6 декабря и клал их в развешенные у печи носки. Кстати, Ирвинг также придумал и непременный атрибут Санты – сани, в которых он возил презенты.

В 1863 г. художник Томас Наст изобразил Санту как добродушного толстячка. Впоследствии образ Санты-Клауса стали использовать для увеличения продаж. Появились «достоверные факты» о его месте жительства, биографии, помощниках, а с течением времени образ рекламного рождественского дедушки стал общепринятым.

Никто не знает точно, где и когда появился на свет Дед Мороз. Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – именем бога холода и зимы, очень злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед деревья, реки и землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Позже наши предки научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали, что если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро она исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под гонами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец. Изменился и образ волшебника.

Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса
Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса

В литературную традицию Дед Мороз вошел в 1840 г. – с публикацией сборника «Сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В издание была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Достаточно долгое время Дед Мороз и елка с Новым годом существовали по отдельности. Их «объединение» произошло во второй половине XIX в., когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Чудотворец для западных сверстников. В 1886 г. впервые появляется «Морозко», а к началу XX в. уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. К слову, в переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз».

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 г. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

28 декабря 1935 г. в газете «Правда» вышла статья советского государственного и партийного деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней он призывал комсомольцев устроить накануне 1 января праздник для детворы. Проще говоря, провели «правильный» советский новогодний утренник.

В декабре 1936 г. в магазинах появился ранее неизвестный персонаж – Дед Мороз. А кое-где и его внучка Снегурочка. Официально же они впервые «вышли к детям» 1 января 1937 г. на елке в Москве. В те годы это означало одобрение Деда Мороза и Снегурочки на высшем уровне и разрешение на повсеместное использование этих образов на новогодних детских елках.

Тогда всему Советскому Союзу показали, как должен выглядеть Дед Мороз. Это не толстячок Санта в коротком красном кафтане и шапке с бубенцами, а крепкий богатырь с длинной белой бородой, в шубе до пят, валенках, рукавицах и теплой шапке. В руках у него посох и мешок с подарками. А цвет одежды не имеет значения – она может быть красной, синей или белой. Нет у него и личного средства передвижения. Он спортсмен и с легкостью успевает обежать все дома и одарить всех детей Советского Союза даже на обычных лыжах.

Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса
Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса

С тех пор советский Дед Мороз практически не изменился, это самобытный персонаж, никак не связанный с Рождеством. Хотя многое взял от европейского Святого Николая и американского Санты. Например, любит дарить подарки только хорошим детям, а в дальнейшем обзавелся и местом жительства.

Писатель Чарльз Диккенс в СССР был одним из самых почитаемых английских авторов. Его произведения прекрасно сочетались с идеологией разоблачения подлинной сути капитализма. В 40-х годах XIX в. он пишет «Рождественские повести» – сборник избранных произведений, посвященных теме Рождества и рождественских праздников.

«Рождественские повести» были задуманы Диккенсом как социальная проповедь в занимательной художественной форме. Воздействуя посредством образов и ситуаций своих святочных сказок на эмоции читателей, автор обращался с проповедью как к «бедным», так и к «богатым», ратуя за улучшение «доли бедняка» и стремясь к нравственному «исправлению богачей».

В эти же годы немецким поэтом Генрихом Гейне была написана поэма «Германия. Зимняя сказка», которая считается вершиной политической поэзии Гейне накануне революционных событий 1848 г.

Помимо представленных изданий, в фонде редких книг Публичной библиотеки хранится и коллекционное иллюстрированное издание «Рождество» тиражом всего 30 экземпляров. Это сборник малоизвестных рождественских произведений русских и европейских писателей.

Произведения, вошедшие в сборник, рисуют образ великого праздника Рождества Христова, объединяя эпохи, страны и религиозные учения: от старинных обычаев на Руси и в Европе до традиций начала XX в.

Среди интересных экспонатов выставки – издания, содержащие фотографии почтовых новогодних и рождественских открыток, русских игрушек конца XIX – XX вв., а также сами открытки советских времен.

Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса
Выставка Дед Мороз против Санта-Клауса

Рождество – это не просто запах хвои и подарки от Деда Мороза. Это таинство, изменившее судьбы мира и указавшее человечеству путь к спасению. Торжество светлой радости слышится в колокольном благовесте, гулко разносящемся в морозном воздухе, в проникновенных гимнах церковной службы и в праздничном шуме народных гуляний.

Работа экспозиции «Дед Мороз против Санта-Клауса» продлится до 15 января в читальном зале № 11 (1-й этаж) Публичной библиотеки.

При посещении библиотеки не забывайте использовать маску, обрабатывать руки дезинфицирующим раствором и соблюдать социальную дистанцию.

 

Татьяна Тихонова, библиотекарь отдела редких книг,

Екатерина Курочкина, пресс-секретарь ЧОУНБ

18.12.2020 14:49:28

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх