Читатели Публичной библиотеки разберут литературу по нотам


Литература и музыка – казалось бы, далекие друг от друга виды искусства: литература – искусство слова, музыка – искусство звука и ритма; в литературе важно значение фраз и оборотов, в музыке – эмоциональная окраска мелодий и созвучий, ассоциации, которые вызывают аккорды и сочетания звуков в воображении слушателя.

Но так ли уж далеки друг от друга музыка и литература? Случайно ли то, что многие известные писатели и поэты прекрасно разбирались в музыке, занимались композицией, а также играли на нескольких музыкальных инструментах?

Чуть не поступил в консерваторию Борис Пастернак. Был профессором истории музыки Ромен Роллан. А знаменитый немецкий романтик Гофман не только написал оперу «Ундина» и присылал Бетховену свои музыковедческие разборы сочинений великого композитора, но и присовокупил к двум своим именам Эрнст Теодор – третье имя – Амадей – в честь своего кумира Моцарта.

Случайно ли то, что некоторые композиторы обозначают музыкальные названия литературными жанрами? Например, поэмами называли некоторые свои сочинения Ференц Лист и Александр Скрябин. Случайно ли то, что многие писатели называют свои литературные произведения опусами, кантатами, ораториями? Случайно ли то, что Поль Верлен в знаменитом стихотворении «Поэтическое искусство» объявлял поэзию музыкой, а не литературой.

Конечно, все это неслучайно! Ведь на протяжении веков литература и музыка стремились к слиянию. С одной стороны, литература становится источником вдохновения для авторов балетов, опер, симфоний («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева). С другой – музыка и жизнь музыкантов становится темой литературных произведений. Так возникает жанр музыкального романа («Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Доктор Фаустус» Т. Манна), музыкальной новеллы и рассказа («Кавалер Глюк» и «Дон Жуан» Гофмана, «Певцы» И. С. Тургенева, «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова, сборник «Ноктюрны» К. Исигуро). Кроме того, сами музыкальные принципы построения произведений (лейтмотивная техника, принцип контрапункта, мелодика и ритм фразы, звукопись) настолько прочно входят в арсенал великих писателей и поэтов, что разделять литературу и музыку более не представляется возможным. Скорее нужно говорить об их диалоге. Как осуществляется этот диалог? Чего он требует от читателя? Какие литературные произведения помогают лучше понять музыкальные шедевры, а какие требуют от читателя наличия музыкального образования?

Ромен Роллан

Об этом и многом другом вы услышите в онлайн-лекции доцента кафедры русского языка и литературы Александра Полушкина. Мероприятие пройдет 21 января в 16:30 в группе библиотеки «ВКонтакте».

Чтобы подготовиться к встрече – советуем взять в библиотеке одно или несколько изданий из списка:

 

Пресс-служба ЧОУНБ

18.01.2021 10:49:34

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх