Тайну, покрытую платьем, откроют в Публичной библиотеке


Как возникло понятие «мода», доподлинно неизвестно. Как отмечают исследователи, вероятнее всего оно сформировалось в западноевропейских странах произвольно, в связи с постоянным появлением новых одежд различных фасонов и названий.

Как и многие другие реформы Петра Великого, указ о ношении европейской одежды в России был импульсивным волеизъявлением самодержца. Петр I создал абсолютно новую индустрию. Большинство ученых сходятся во мнении, что экономическая политика царя была сформирована под влиянием меркантилизма, предполагавшего государственное вмешательство в экономическую жизнь путем регулирования торговли, территориальной экспансии и использования некоторых других мер. А затем, поощряя своих подданных покупать одежду в России, а не за границей, царь предоставил экономические льготы для создания отечественной текстильной индустрии, а также пригласил европейских мастеров открывать в России магазины и обучать русских коллег искусству западной кройки и шитья.

Книжная выставка Тайна, покрытая платьем
Книжная выставка Тайна, покрытая платьем

Монография Кристин Руан «Новое платье империи» проливает свет на развитие сложных взаимоотношений между правительственными, предпринимательскими и потребительскими интересами, самым увлекательным образом иллюстрируя развитие капитализма в России.

Тема книги «Великие и неизвестные женщины Древней Руси» теснейшим образом связана с вопросом о роли женщин в становлении и развитии русской государственности и культуры. Внимание исследователей она привлекла сравнительно недавно, хотя еще в начале XIX в. знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин отмечал ее важность и актуальность. Создавая фундаментальный труд по истории государства Российского, он обнаружил в летописях, хронографах, сказаниях и повестях целый ряд сведений о женщинах, оставивших заметный след в своей эпохе.

«Мода Петербурга XIX – начала XX века» наглядно демонстрирует наряд женщины того времени. В начале XIX в. были модны «античные» платья с талией под грудью, сшитые из легких тканей (шелк, шелковый тюль, дымка, газ, кашемир, ажур, лен, атлас). Женщины надевали нижнюю рубашку под платье и несколько нижних юбок, причем не на талию, а под грудь, чтобы создать красивую линию. Иногда носили панталоны до колена или чуть выше, часто присобранные у колен и расшитые кружевами. Панталоны состояли из двух половинок, кроившихся для каждой ноги отдельно и соединявшихся завязками или пуговицами у талии, на спине. Такая шокирующая мода продержалась недолго, ее быстро ввели в рамки приличия.

Книжная выставка Тайна, покрытая платьем
Книжная выставка Тайна, покрытая платьем

В 1840-е годы у платьев сузились рукава, и силуэт стал несколько вытянутым. Платье имело узкий лиф с чуть заниженной талией, что зрительно удлиняло ее и слегка опущенной линией плеча, а юбка спадала до самого пола, собираясь в сборки на боках. Так платье как бы облегало женскую фигуру струящимися складками ткани. Иногда к нижним юбкам пришивались в несколько рядов ватные рулоны. Такие юбки держали объем и были легче юбок с рюшами.

С 1868 по 1916 г. в Петербурге выходит иллюстрированный журнал для дам под названием «Модный свет». Он имел обширную программу, отвечающую всем потребностям русской семьи. Большое внимание создатели журнала уделяли современной моде. Здесь представлялись «новейшие парижские моды», которые читательницы могли самостоятельно изготовить в домашних условиях или «при помощи портнихи». В каждом номере журнала печатались стихи, повести, рассказы русских и иностранных писателей, освещалась общественная жизнь русских женщин, существовали разделы о медицине, рукоделии, воспитании детей, а также кулинарный и косметический отдел. Редакторы издания по праву называли его «старейшим журналом для женщин».

Книжная выставка Тайна, покрытая платьем
Книжная выставка Тайна, покрытая платьем

Другим подобным журналом стал «Журнал для хозяек». Это одно из наиболее поздних дореволюционных женских изданий, которое начали издавать в 1912 г. в Москве. В первых выпусках журнала отсутствовала какая-либо «модная» направленность. В статье первого номера редакция обозначила журнал как культурно-образовательный. Раздел мод появился в нем позднее, на первых порах его заменяла рубрика «Красота в повседневной жизни». Добавленный позднее раздел, посвященный моде, стал одним из ведущих, и, возможно, благодаря нему журнал быстро набрал силу и стал пользоваться популярностью у женщин. Все же и в «Журнале для Хозяек» большая часть моделей стилизована или прямо заимствована из французских изданий того времени, например, «La Mode Illustrée» или «Le Petit Écho de la Mode». Особой любовью читательниц пользовались руководства по кройке и шитью и выкройки, выходившие отдельным приложением.

Книжная выставка Тайна, покрытая платьем
Книжная выставка Тайна, покрытая платьем

В эпоху Николая II одежда не была выражением «внутреннего я» или вызовом обществу, она стала показателем социального статуса и профессиональной принадлежности. Существовали даже специальные правила по ношению мундиров и дамских платьев.

В моде начала XX в. торжествует линия «модерн» или, как ее называли в России, «декадентская линия», а во Франции – «арт-нуво» (art nouveau). Она проявлялась в женском изогнутом силуэте с узкими рукавами и плавно расклешенной юбкой. Длинные, узкие в бедрах, но расклешенные книзу юбки напоминали едва раскрывшийся цветок. В качестве декоративных мотивов для женских украшений использовались растения, экзотические птицы, ящерицы, змеи, насекомые и прочие элементы, нехарактерные для других стилей. Выбирались матовые и приглушенные полудрагоценные камни и материалы: перламутр, опал, эмаль, лунный камень. Бриллианты выступали только в качестве вспомогательного элемента и не перетягивали на себя внимание. Поэты и художники идеализировали женщину, хотели видеть в ней прекрасную даму – воплощение мечты о совершенстве, и сравнивали ее с загадочным сфинксом, ундиной, живущей в водах, лесной нимфой и небесным ангелом. Женщины начала века и сами были склонны к мистицизму, любили устраивать спиритические и гипнотические сеансы.

Книжная выставка Тайна, покрытая платьем
Книжная выставка Тайна, покрытая платьем

Женская мода в двадцатом столетии менялась наряду с прогрессивными изменениями в обществе и глобальными событиями, такими как Первая и Вторая мировые войны, переход от статуса домохозяйки к независимой женщине, что естественно отразилось в моде. Элементы мужского костюма начинают проникать в женский гардероб. Намечается появление спортивной одежды, зарождается тенденция упрощения форм одежды. В моде стали происходить изменения, приближающие ее к современности.

Увидеть своими глазами, как менялась женская мода XVIII – XX вв., вы можете в отделе редких книг на первом этаже Публичной библиотеки. Работа экспозиции «Тайна, покрытая платьем» продлится до 15 июня.

При посещении библиотеки не забывайте использовать маску, обрабатывать руки дезинфицирующим раствором и соблюдать социальную дистанцию.

 

Татьяна Тихонова, библиотекарь отдела редких книг,

Екатерина Курочкина, пресс-секретарь ЧОУНБ

18.05.2021 14:34:22

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх