В Публичке открывается выставка челябинского художника Александра Данилова


Проект Александра Данилова «Данилов|TV» впервые был экспонирован в Картинной галерее Челябинска на рубеже 2008–2009 гг. и имел две части – инсталляцию и рисунки в стилистике комикса. Куратор проекта Светлана Шляпникова написала в аннотации, как значительно изменилось изобразительное («актуальное») искусство по отношению к академическому, какое разнообразие способов высказывания оно освоило. Просветительское усилие куратора (искусствоведческие термины в тексте, акцент на исследовательской природе искусства, предложение ключей к восприятию непривычного в искусстве) должно было вовлекать посетителя в заинтересованный диалог с работой художника.

Danilov_TV

Эта попытка парадоксально вступала в конфликт с темой графической серии – фиксацией коммуникативного разрыва, утратой интереса человека к человеку, о которых художник иронически сожалел в серии «Данилов|TV». Около пяти десятков изображений, выполненных в основном толстыми цветными фломастерами, собраны попарно и образуют подобие комикса – короткую графическую историю. Люди смотрят в телевизор, телевизионные головы смотрят на них. Иногда они смотрят сами на себя – как Дэвид Линч. Иногда вынесенные из рамы экрана телеперсонажи смотрят на других телеперсонажей (например, американский президент на грузинского). Изобразительный прием травестирует драму дискоммуникации, но не умаляет ее, наоборот: утрата живого собеседника выглядит ужасающе, информационный шум лишает органы чувств той эмпатии, которая необходима для сопереживания человеку.

Спустя 12 лет после премьеры проект читается иначе, он сам становится приметой ушедшего времени. Сейчас, когда мир сжался до экрана личного смартфона, людям не требуется даже находиться рядом, чтобы смотреть движущиеся картинки. У них не совпадает информационный повод, не возникает дискуссии о том, что увидено, о том, какой канал смотреть... Кажется, наше умение говорить и слышать предельно редуцировалось по сравнению с концом нулевых.

Danilov_TV

Мир необратимо изменился, и можно назвать десяток причин, почему сейчас такой проект был бы невозможен. Один момент следует отметить особо. Образовательные усилия (Светлана Шляпникова вспоминает, как ежедневно рассказывала неискушенным зрителям, почему это искусство и как его понимать) сейчас наверняка будут располагаться в другой плоскости. Не потому, что все стали образованными, а потому, что эстетика комикса, графика и дизайн стали абсолютно доступны и в интернете, и в книжном магазине, и в галереях, и в быту. Все, кто интересуется искусством, получили возможность узнавать о нем в режиме реального времени – нам достаточно смартфона и интернета, чтобы узнать любой термин, осмотреть любое пространство, увидеть работы любого художника.

Александр Данилов и Светлана Шляпникова шли впереди зрителя, они стали частью изменения, которое сейчас кажется хорошо знакомым, вызывает улыбку узнавания. История искусства – это множество примеров усвоения эпохой дерзких и новаторских идей и превращения их в материал для ретроспективного анализа, в точки отсчета, с которыми мы сравниваем настоящее.

В Публичной библиотеке экспонируется только часть проекта – чуть больше половины листов-комиксов и книга художника «TV», где те же рисунки с обратной стороны дополнены коллажами из газетных статей и заголовков.

Дополним, что работы Александра Данилова выполнены преимущественно цветными фломастерами. Они напоминают одновременно и детский рисунок, и рекламный плакат, и традиционный цветной комикс.

Выставка будет работать с 10 сентября по 16 октября в Выставочном зале Публичной библиотеки (3-й этаж).

Danilov_TV

Справка:

Александр Данилов (род. 1959, Челябинск) окончил отделение художественного проектирования Челябинского художественного училища (1979). Член Союза художников России (1997). Работает в различных медиа – живопись, книжная графика, графический дизайн, фотография, видео-арт, компьютерная графика, ландшафтное искусство (land-art), «книга художника».

С 1987 по 2021 г. принимал участие в международных и всероссийских выставках и проектах, биеннале современного искусства (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Казахстан, Литва, Израиль, Великобритания, Франция, Чехия, Финляндия).

С 1993 г. – около двух десятков персональных выставок в Челябинске, Екатеринбурге, Красноярске, Хельсинки. Последняя по времени – «И так далее… Ретроспекция проектов 1998–2016 годов» недавно экспонировалась в Челябинском государственном музее изобразительных искусств.

Произведения А. Данилова находятся в коллекциях: Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Галерее «Ars/Libri» (Екатеринбург), Фонде «Даблус» (Москва), Музее «Пюи-Пейзаж» (Франция, Узерш), Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург), Национальной библиотеке Франции (Париж), Областной универсальной научной библиотеке (Челябинск), Областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (Екатеринбург), Центре современной культуры УрГУ (Екатеринбург), Imatra Art Museum (Imatra), Rikhardinkatu Library (Helsinki. Finland), частных собраниях России, Израиля, Швейцарии, Канады, США.

 

Наталия Санникова, сотрудник Центра культурно-просветительских программ

01.09.2021 09:51:54

Новости ЧОУНБ

Новости библиотек области

Наверх