Борис Добронравов
Я рос вместе с моей молодой страной, которая создала меня советским актером, готовым отдать все свои силы, помыслы, а если понадобится, и жизнь на благо моей Родины.
Борис Добронравов
Борис Георгиевич Добронравов (16 апреля 1896 – 27 октября 1949) – советский актёр. Народный артист СССР (1937).
Уже много лет подряд на сцене Московского Художественного театра шел спектакль «Царь Федор Иоаннович», когда его впервые увидел студент математического факультета Московского университета Борис Добронравов. Это было в начале 1914 г.
Скромный юноша в потертой студенческой тужурке, сидевший в верхнем ярусе театра и чутко ловивший каждое слово И. М. Москвина (игравшего заглавную роль), без сомнения, не предполагал, что когда-нибудь он сам выйдет на эту же сцену в роли царя Федора.
Борис Георгиевич Добронравов, в отличие от многих актеров, вырос в семье, далекой от театральных увлечений и художественных интересов. Он родился в 1896 г. в Москве в семье священника и воспитывался первое время в семинарии, а затем, после ранней смерти отца, учился в университете.
В студенческие годы он, как и многие его однокурсники, зачастую простаивал ночи в очередях за билетами на «галерку» в Большой театр, чтобы вновь и вновь услышать Шаляпина и Собинова. Потом началось увлечение Художественным театром.
«Я был потрясен всем виденным, – вспоминал Б. Г. Добронравов о своем первом впечатлении от МХТ, – потрясен той правдой жизни, которая открылась мне со сцены этого театра». Впрочем, это увлечение театром не переходило в серьезное, осознанное желание стать актером. Он по-прежнему отдавал все свое время занятиям в университете.
Но вот летом 1915 г. его внимание случайно привлекло небольшое объявление в газете «Раннее утро»: «Назначаются приемные испытания для сотрудников в Московском Художественном театре». Заключив шутливое пари с приятельницей-курсисткой, Добронравов пошел на экзамен в театр, совсем не рассчитывая на успех, тем более что наплыв молодежи в театр в тот год был особенно велик: предварительные испытания проходило около семисот человек.
В один из дождливых августовских дней, наскоро выучив стихотворение Некрасова и басню Крылова, девятнадцатилетний Добронравов, впервые уже не как зритель переступил порог Художественного театра. Экзамен в присутствии всей труппы театра принимали К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.
Испуганно поглядывая в зрительный зал, Добронравов сбивчиво прочитал стихотворение. Потом, от волнения, почти не слыша собственного голоса, горячо «разыграл» басню «Волк и ягненок».
Вряд ли кто-нибудь мог тогда предполагать, что в этом угловатом юноше со временем раскроется настоящее, большое актерское дарование. Но пленяли его застенчивость, его порывистая горячность; штампы любительства не коснулись его; внешние данные для сцены у него были: выразительный голос, высокий рост и открытое, мужественное лицо, освещенное неожиданно мягким взглядом серых глаз. Решено было зачислить его, правда, пока только «кандидатом в сотрудники», но и это уже звучало достаточно гордо: в числе семи из семисот стояло его имя.
Так совершенно неожиданно для самого Добронравова определилась его будущая судьба: он стал актером.
«Нельзя представить себе более органического слияния природных качеств индивидуальности актера с основными принципами искусства Художественного театра», – справедливо пишет о нем М. О. Кнебель в своей статье «Вдохновение и мастерство» («Советское искусство», 1948, 16 октября).
Добронравов начал с тех ролей, которые обычно принято называть «характерными». И это не случайно. Юность многих мхатовских актеров, и прежде всего самого Станиславского, была отмечена усиленными поисками «характерности», то есть тех жизненно правдивых черт, которые избавляют актера от мертвых, рутинных приемов.
Первые роли Добронравова были ярки и своеобразно неповторимы своими бытовыми деталями. Запоминалась могучая сила вихрастого богатыря Голубя-сына в «Царе Федоре Иоанновнче» А. К. Толстого или наглый хохот лакея-грубияна Петра в «Нахлебнике» И. С. Тургенева. Более сложным должен был стать образ трактирного слуги в «Ревизоре», которого актер готовил со Станиславским. Константин Сергеевич поставил перед ним задачу – показать нахальство и дерзость через спокойствие и невозмутимость. Эти занятия со Станиславским дали Добронравову многое: здесь актер впервые практически столкнулся с понятием внутреннего подтекста роли.
27 октября 1949 г., в день 51-й годовщины существования МХАТ, по традиции (как и в день основания театра) шел спектакль «Царь Федор Иоаннович». Добронравов играл роль царя Федора – одну из самых любимых своих ролей. Спектакль проходил с подъемом. Особенно вдохновенно, зажигая всех своим искренним, горячим темпераментом, играл в этот вечер Добронравов. В антракте перед последним актом зрители еще не знали, что спектакль не будет окончен и что Добронравов больше никогда не выйдет на сцену. Потрясенные его игрой, они все еще жили теми чувствами, которые всколыхнуло в них уже переставшее биться сердце актера.
Добронравов ушел из жизни в самом расцвете своего вдохновенного таланта, своей могучей творческой силы. Еще недавно мечтал он о новой героической роли своего современника, только что написанной для него одним из драматургов, готовился к новой работе над образами русской и западной классики.
Самоотверженная жажда деятельности приводила Добронравова и в киностудию, и на радио, и на концертную эстраду. Киноискусству актер нес высокую реалистическую правду МХАТ, и потому всегда так значительна была его работа в кино, где он систематически снимался, начиная с 1920 г. Он исполнил роли в фильмах: «Домашний агитатор», «Шторм», «Маринка», «Аэроград», «Петербургская ночь», «Заключенные», «Настоящий товарищ», «Поднятая целина», «Повесть о настоящем человеке», «Жизнь в цитадели» и «Сталинградская битва». Вспоминается трагический образ обездоленного талантливого крепостного музыканта Егора Ефимовича из кинофильма «Петербургская ночь». Нельзя забыть большевика Давыдова из «Поднятой целины», чекиста Громова из «Заключенных» с его вдумчивыми и строгими глазами и, наконец, такого простого, искреннего человека – директора завода, друга И. В. Сталина, в коротком, но выразительном эпизоде из кинофильма «Сталинградская битва». Эти образы дополняли и развивали в творчестве Добронравова линию советских положительных героев – простых, мужественных, деятельных людей, вдохновленных великими идеями коммунизма. Самая последняя работа в кино так и осталась недоснятой.
Концертная эстрада привлекала Добронравова радостным ощущением близкого контакта со зрителем. Он был энтузиастом и душою спектакля, подготовленного артистами МХАТ для выездов, – «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева. Постоянно показывал он в концертном исполнении отрывки из мхатовских спектаклей и свои новые работы. В последние годы любил выступать с чтением чеховской «Лекции о вреде табака» и чувствовал, как глубоко волновал слушателей трагикомический образ «мужа своей жены» Ивана Ивановича Нюхина, вызывая в зрительном зале то взрывы веселого смеха, то острую жалость и слезы обиды за унижение человека.
На радио Добронравов выступал не только со своими мхатовскими работами, но и готовил роли в специальных радиопостановках. Здесь он создал образ Павла Власова в радиопостановке по роману М. Горького «Мать», здесь он часто выступал с чтением горьковских рассказов и статей. И уже в самые последние месяцы жизни его помыслы занимала работа над образом Бориса Годунова в радиопостановке по пушкинской трагедии.
Своеобразное «добронравовское» всегда можно было почувствовать в лучших, наиболее близких актеру сценических созданиях. Как самому Добронравову в жизни, так и его героям на сцене были свойственны необычайная цельность, простота и непосредственность. Его сценический герой – человек честный и прямой, идущий в жизнь с открытой, горячей и непримиримой душой.
Материал подготовлен Светланой Тарасовой, зав. сектором ОЛИ
15.04.2016 13:27:35