Фердинанд Брукнер
Современность давно прошедших времен на наших глазах превращается в нашу современность.
Фердинанд Брукнер
Фердинанд Брукнер – выдающийся австрийский драматург, писатель.
Фердинанд Брукнер (настоящее имя – Теодор Таггер) родился 26 августа 1891 г. в Вене, в семье австрийского фабриканта. Окончил Венский университет по кафедре филологии и философии. Творческий путь начал с экспрессионистской лирики, до 1920 г. издавался под собственным именем: выпустил сборники стихов «Господин в тумане» (1917) и «Разрушенный Тассо» (1919), сборник рассказов «На улице» (1920). С 1928 г. публиковался под псевдонимом, который составил из имени австрийского драматурга Фердинанда Раймунда и фамилии австрийского композитора Антона Брукнера. В 1922 г. переехал в Берлин. Здесь выступил в качестве драматурга и практически возглавлял им же созданный берлинский «Ренессанс-театр» и «Театер ам Курфюрстендамм».
Несмотря на заметную роль в экспрессионистских кругах, как писатель Брукнер не отличался оригинальностью и большим успехом не пользовался. Его истинное призвание раскрылось в период распада экспрессионизма, когда, использовав опыт экспрессионистской поэтики, он создал особый тип психологической драмы. В частности, обратился к проблемам послевоенного поколения, раскрыв многочисленные нравственные недуги, какими страдают молодые люди, брошенные в послевоенное безвременье: «Болезни молодежи» (1925). Еще более резко сказал он о «болезни» капиталистического государства в драме «Преступники» (1928).
После установления в Германии гитлеровского режима уехал в Австрию, затем эмигрировал в США, где жил до 1955 г. В Америке Брукнер продолжал писать, преподавал в нью-йоркском университете историю европейской драмы и театра, участвовал в работе немецкого эмигрантского издательства. Выпустил пьесы антифашистской направленности: «Расы» (1933) и «Освобождение» (1945). Исследуя феномен тирании, обращается к французской истории и пишет свою «Героическую комедию» (1946), посвященную писателям Жермене де Сталь и Бенжамену Констану. Они выступают как борцы с тиранией Наполеона. Подобным сюжетом обладает одна из лучших пьес Брукнера – «Симон Боливар» (1945). Затем он создает трилогию «Молодежь двух войн» (1947), в которой рассказывает о жизни австрийской и немецкой молодежи.
На протяжении нескольких десятилетий Фердинанд Брукнер оставался одним из самых репертуарных авторов в ряде зарубежных стран. Будучи сам актером и режиссером, он прекрасно постиг закон сцены. Насыщенное напряженными событиями действие его пьес раскрывается в острых, зачастую парадоксальных диалогах. Однако в историю мировой драмы Брукнер вошел прежде всего своими историческими произведениями. Комедию «Наполеон I» (1936) играли на эмигрантских сценах Парижа и Праги, к драме «Елизавета Английскя» (1930), переведенной на семнадцать языков, постоянно обращались лучшие режиссеры мира – М. Рейнгардт, Ж. Л. Барро, Д. Стрелер. Брукнер, как и другие европейские писатели, пользовался в исторических драмах возможностью на материале истории размышлять о современности. Говоря об английском Возрождении или о Франции XIX века, драматург решал проблемы актуальные в XX веке.
В 1953 г. Фердинанд Брукнер вернулся в Берлин и работал в Шиллер-театре. В последние годы жизни выпустил пьесы «Пирр и Андромаха» (1952), «Смерть куклы» (1956), «Борьба с ангелом» (1957), в которых раскрыл нравы современной ему буржуазии.
Умер 5 декабря 1958 г. в Западном Берлине.
Читайте в Публичке!
Брукнер, Ф. Елизавета Английская и другие пьесы : пер. с нем. / Ф. Брукнер. – Москва : Искусство, 1973. – 584 с.
Место хр. КХ; Инв. М-187129
Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиотекарем ИБО