Михаил Ромм
Я – человек очень редкой профессии, я – кинорежиссер. Профессия эта необыкновенно занимательна. Она очень трудная, но необыкновенно разнообразна и, следовательно, водит человека по очень забавным, странным и необычным тропкам. И на этих тропках встречаются забавные и необычные явления. Как бы ни казались эти явления иногда незаметными, маленькими, но в них, как в капле воды, отражается наша жизнь, отражается время.
Михаил Ромм
Ромм… до чего же он талантлив, он всех талантливей!
Фаина Раневская
24 января 1901 г. на свет появился Михаил Ильич Ромм – кинорежиссер, ставший культовым уже при жизни. Он снял семнадцать художественных и документальных фильмов, стал лауреатом пяти Сталинских премий, а после себя оставил целую плеяду талантливых учеников, среди которых Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков.
Михаил Ромм – это человек-эпоха. Режиссер родился еще в Российской империи, умер в Советском Союзе, но многие темы, которые он затрагивал, актуальны до сих пор. В нем сочетались огромный талант, обаяние и невероятное везение, которое помогало ему всегда оставаться на плаву.
Михаил Ромм родился в еврейской семье. Дед его был, в свое время, владельцем типографии в Вильно, а отец, один из старейших в России социал-демократов, оказался в числе сосланных в Сибирь. Михаил учился искусству скульптуры, а в кино пришел под влиянием Сергея Эйзенштейна. Начинал как сценарист, затем работал ассистентом режиссера. В 1934 г. поставил свой первый самостоятельный фильм – это была экранизация знаменитого рассказа Ги де Мопассана «Пышка», одна из последних немых картин, где впервые на экране появилась Фаина Раневская. А следующая его работа, «Тринадцать», закрепила за автором статус серьезного мастера. Спустя всего несколько лет Ромм уже был удостоен Государственной премии за свои картины «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». При этом самому режиссеру доводилось встречаться с Лениным единожды. Это было в тот период, когда Ромм только приехал в столицу и занимался торговлей книгами.
В 1940 г. Ромм стал художественным руководителем Главного управления по производству фильмов. В 1950-е режиссер создает еще одну дилогию, на этот раз о становлении российского флота – это «Адмирал Ушаков» (Заказать в ЧОУНБ ) и «Корабли штурмуют бастионы». Оба фильма были отмечены призами европейских фестивалей.
В 1962 г. на экраны выходит одна из лучших работ Ромма – «Девять дней одного года» (Заказать в ЧОУНБ), рассказывающая о работе физиков-ядерщиков. Сюжет частично основан на реальных событиях. Картина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» за 1962 г., получила призы фестивалей в Карловых Варах, Мельбурне и Сан-Франциско, а также Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине». Картина стала новым словом в советском кинематографе: необычные декорации, музыкальное оформление, отличные съемки, блестящие диалоги. Но как бы то ни было, на первом плане все-таки оказался конфликт личных и общечеловеческих проблем.
Но еще больший успех ждал картину «Обыкновенный фашизм» (Заказать в ЧОУНБ), которая стала последней работой мастера. В фильме широко использованы кинохроника, снятая в нацистской Германии, фотодокументы, наглядно свидетельствующие о преступлениях нацизма. Исторический материал подается вперемежку с кадрами, отражающими современность. Фильм не просто воссоздает прошлое. Он – о сути тоталитарного общества, о взаимоотношениях личности и толпы. Ромм написал и сам прочел закадровый комментарий, который стал, быть может, лучшим его личным и самым искренним произведением.
В последние годы жизни Михаил Ромм увлеченно работал над картиной-трилогией о сложнейших проблемах нашей планеты.
1 ноября 1971 г. режиссер, сидя дома за рабочим столом, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры нового фильма под условным названием «Мир сегодня». Когда в кабинет заглянула его супруга, актриса Елена Кузьмина, он сказал: «Что-то мне нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему переместиться на диван. Буквально через несколько мгновений Михаил Ромм ушел из жизни.
Ромм был всенародно любимым режиссером и оказал огромное влияние на мировое кино.
Фильмография:
Режиссерские работы:
- 1934 — Пышка
- 1936 — Тринадцать
- 1937 — Ленин в Октябре
- 1939 — Ленин в 1918 году
- 1941 — Мечта
- 1945 — Человек № 217
- 1947 — Русский вопрос
- 1949 — Владимир Ильич Ленин (хроникально-документальный)
- 1950 — Секретная миссия
- 1953 — Адмирал Ушаков
- 1953 — Корабли штурмуют бастионы
- 1956 — Убийство на улице Данте
- 1957 — Урок истории (совместно с Л. Арнштамом и Х. Писковым)
- 1962 — Девять дней одного года
- 1965 — Обыкновенный фашизм (документальный)
- 1969 — Живой Ленин (документальный, совместно со М. Славинской)
- 1971 — Первые страницы (документальный, совместно с С. Линковым и К. Осиным)
- 1974 — И всё-таки я верю… (документальный)
- 1931 — Рядом с нами
- 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
- 1934 — Пышка
- 1936 — Тринадцать
- 1941 — Мечта
- 1944 — Человек № 217
- 1947 — Русский вопрос
- 1956 — Обыкновенный человек (соавтор сценария)
- 1956 — Убийство на улице Данте
- 1962 — Девять дней одного года
Сценарии:
- 1931 — Рядом с нами
- 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
- 1934 — Пышка
- 1936 — Тринадцать
- 1941 — Мечта
- 1944 — Человек № 217
- 1947 — Русский вопрос
- 1956 — Обыкновенный человек (соавтор сценария)
- 1956 — Убийство на улице Данте
- 1962 — Девять дней одного года
Материал подготовила Татьяна Чуватина,
вед. библиотекарь отдела литературы по искусству
22.01.2016 13:48:14