Марк Донской
Марк Донской (21 февраля [6 марта] 1901 (по другим данным – в 1897 г.) – 21 марта 1981) – советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968). Член ВКП(б) с 1945 г.
Марк Семенович Донской всего на пять лет младше кино; по существу, он его ровесник и его ветеран. Личность этого художника, его темперамент сформировала революция, и поэтому он свободно отдал ей свой талант.
Когда Марк Донской вступал в жизнь, ему все давалось легко. Он преуспевал в спорте – был профессиональным боксером и футболистом. Увлекался психиатрией, а потом легко переключился на юриспруденцию, успешно окончив юридический факультет. До того как стать кинематографистом, он выпустил книжку стихов, сборник рассказов, сочинял музыку. Картины Марка Донского, народного художника, были хорошо известны в нашей стране. Он являлся одним из самых популярных в мире, его награждали международными премиями, о нем выходили статьи и книги на разных языках. Французские критики первыми назвали Донского классиком. Картины его – широкие полотна народной жизни, кульминация в них – революционные повороты в истории.
Три темы властно звучат в картинах Донского. Тема бунтарства против бесчеловечности буржуазного мира. По-разному он решает эту тему в таких мятежных характерах, как Алексей Пешков, Павел Корчагин, Фома Гордеев.
Другая тема, которой он рыцарски служил в течение всей своей жизни, – тема женщины. Бабушка в горьковской трилогии, Олена в «Радуге», Варвара Васильевна в «Сельской учительнице», Ниловна в «Матери», Мария Александровна в ленинской дилогии, эти образы – воплощение мечты художника о цельной личности. В работе над этими образами с актрисами Варварой Массалитиновой, Натальей Ужвий, Верой Марецкой, Еленой Фадеевой отчетливо обнаруживается стиль режиссера – художника реалистического, сочетающего в себе вместе с тем черты романтика и лирика.
Столь же отчетливо в творчестве Донского звучала тема национального достоинства человека. Об этом фильмы: «Песня о счастье», «Романтики», «Алитет уходит в горы».
Главная картина Донского – «Радуга», вышла в 1943 г. и была не только отражением войны, она сама стала активным участником невиданного сражения. Это самый жестокий и самый добрый фильм Донского.
После трилогии («Детство Горького», «В людях», «Мои университеты») и «Радуги» интерес к Донскому уже никогда не ослабевал. Когда же режиссер сам стал появляться за рубежом, писали не только о его новых картинах, но и о нем самом: о странностях характера этого небольшого роста мужчины с фигурой спортсмена, слишком подвижного и слишком эмоционально непосредственного для человека, обремененного мировой известностью. Донской – в искусстве боец. Он открыто прокламировал свои идеи и каждый раз первым бросался в бой.
Фильмография
- 1926 – Проститутка (как актёр в эпизоде)
- 1927 – В большом городе (с М. А. Авербахом)
- 1928 – Цена человека (не сохранился)
- 1929 – Пижон (не сохранился)
- 1930 – Чужой берег
- 1931 – Огонь (не сохранился)
- 1934 – Песня о счастье (с В. Г. Легошиным)
- 1938 – Детство Горького
- 1938 – В людях
- 1939 – Мои университеты
- 1941 – Романтики
- 1942 – Боевой киносборник № 9 – киноновелла «Маяк»
- 1942 – Как закалялась сталь
- 1944 – Радуга (с Р. Перельштейном)
- 1945 – Непокорённые
- 1947 – Сельская учительница
- 1949 – Алитет уходит в горы
- 1953 – Наши чемпионы (документальный)
- 1955 – Мать
- 1957 – Дорогой ценой
- 1959 – Фома Гордеев
- 1962 – Здравствуйте, дети!
- 1965 – Сердце матери
- 1966 – Верность матери
- 1972 – Надежда
- 1978 – Супруги Орловы
Материал подготовлен Светланой Тарасовой, зав. сектором ОЛИ
03.03.2016 16:40:04