Антуан де Сент-Экзюпери
Один философ XX века сказал, что, если из истории убрать несколько десятков людей, от нее ничего не останется. Экзюпери, бесспорно, один из этих нескольких десятков – мыслитель, пилот, писатель, Человек.
Андрей Грошев
Я не люблю войну, но не могу оставаться в тылу и не взять на себя свою долю риска... Надо драться. Но я не имею права говорить об этом, пока в полной безопасности прогуливаюсь в небе над Тулузой. Это было бы непристойно. Верни мне мое право подвергаться испытаниям. Великая духовная гнусность утверждать, что тех, «кто представляет собой какую-то ценность», надо держать в безопасности!
(Из письма Сент-Экзюпери к г-же Н.)
Антуан де Сент-Экзюпери - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, эссеист.
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 г. поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.
Поворотным в его судьбе стал 1921 год – тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.
Лишь в 1925 г. Экзюпери нашел свое призвание – стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки.
Через два года его назначили начальником аэропорта Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары, и там наконец обрел он то внутреннее спокойствие, каким наполнены его поздние книги.
В 1929 г. Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 г. побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. В начале Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de Guerre). В июне 1941 г. он переехал к сестре в не оккупированную фашистами зону, а позже переехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 г. отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт – и не вернулся.
Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в 1998 г. в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что обнаружил на 70-метровой глубине обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 г. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 г. самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота.
Согласно публикациям прессы от марта 2008 г., немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: «Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери».
Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска.
Философия Экзюпери:
Несмотря на то, что философское содержание творчества Экзюпери несомненно вызывает большой интерес, в комментаторских трудах его недооценивают и им пренебрегают. В настоящее время в русскоязычной литературе и среди наиболее известных западных источников, по всей видимости, присутствует только одна работа, в которой учение Сент-Экзюпери подвергнуто обстоятельному и последовательному разбору: вышедшая в конце2013 г. статья О. Ю. Цендровского «Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции» доступна в электронном виде на сайте журнала и других ресурсах.
Литературные и боевые награды
1930 – премия Фемина – за роман «Ночной полёт»;
1939 – Большая премия Французской академии – за роман «Планета людей»;
1939 – Национальная книжная премия США – за роман «Ветер, песок и звёзды» («Планета людей»).
В 1939 году награждён Военным Крестом Французской Республики.
Интересные факты
За всю карьеру лётчика Сент-Экзюпери потерпел 15 аварий.
Во время командировки в СССР совершил полёт на борту самолёта АНТ-20 «Максим Горький».
Сент-Экзюпери в совершенстве владел искусством карточного фокуса.
Стал автором нескольких изобретений в области авиации, на которые получил патенты.
Потерпел аварию на самолёте Кодрон С.630 Симон (регистровый номер 7042, бортовой – F-ANRY) при перелёте Париж – Сайгон. Этот эпизод стал одной из сюжетных линий книги «Планета людей».
Высказывания о Экзюпери:
Вначале был Антуан де Сент-Экзюпери, «сильный, веселый, открытый» мальчуган, который в двенадцать лет уже изобретал аэроплан-велосипед и заявил, что он взлетит в небо под восторженные клики толпы «Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!» Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называют Король Солнце из-за белокурых волос, венчающих голову; товарищи прозвали Антуана Звездочет, потому что нос его вздернут к небу.
Андре Моруа
...рослый молодец с приятным голосом и сосредоточенным взглядом. Он стал одним из самых надежных и аккуратных пилотов нашей линии. Я сразу почувствовал, что Сент-Экзюпери настоящий человек, к тому же способный вдохновлять и вести других...
Дидье Дора
Исключительные данные, пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. ...Без колебаний переносил суровые условия работы в пустыне, повседневно рисковал жизнью; своим усердием, преданностью, благородной самоотверженностью внес огромный вклад в дело французского воздухоплавания...
(из отзыва руководства о работе Сент-Экзюпери в Кап-Джуби)
Он в совершенстве владел языком математики, но для его творческого воображения очень характерно, что он всегда старался сухое, чисто математическое объяснение заменить логическим. Неоспоримо одно: Сент-Экзюпери самостоятельно, без помощи какой-либо лаборатории, справлялся с труднейшими задачами и находил теоретические и технические решения в ту пору, когда виднейшие специалисты-практики и даже ученые только еще занимались предварительным изучением этих вопросов. Он опередил свое время... он предвидел появление реактивных самолетов.
(Митраль, профессор математики)
Верно одно – что он умер за штурвалом «Лайтнинга Р-38», а стало быть, на самом краешке крыла молнии, как Христос на кресте, оставив своим последователям личный пример и Евангелие. До сих пор никто не знает, как он погиб, и до тех пор, пока не отыщется его тело, его пустая могила будет самой прекрасной и пышной: море, горы или небо, достойные героя либо бога. Только такая могила подходит ему.
Жюль Руа
Цитаты из произведений:
Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
У каждого человека свои звезды.
Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит смотреть в одном направлении.
Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь.
Сент-Экзюпери предельно современен – по крайней мере, для русской традиции – как литератор. Надо ли говорить, что не менее современен он как мыслитель? Разве сегодня менее остро, чем полвека назад, стоит вопрос: как помимо религии наполнить смыслом жизнь отдельного человека, связать ее с какими-то всеобщими, трансцендентальными началами? Как человеку не потеряться в истории, ощутить себя соразмерным человечеству? Как сохранить во всяком труде творческое, личностное начало?
Вместе с нами Сент-Экзюпери вступает в новый век – свой второй век. И величественный Собор человеческой культуры по-прежнему возводится при его участии.
Дмитрий Кузьмин
* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов