Андрей Вознесенский
Можно и не быть поэтом,
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемленная дверьми!
Человек – это не то, что сделало из него время, а что сделал из себя он сам
Андрей Вознесенский
Вознесенский Андрей Андреевич - советский и российский поэт, публицист, художник. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из самых популярных поэтов-«шестидесятников».
«Отличительной чертой творчества Вознесенского критики называли экстравагантность сравнений и метафор в его поэзии, усложненность ритмической системы, использование звуковых эффектов, также они выделяли стремление поэта описать современного человека в понятиях и образах мировой цивилизации и способность говорить на любые темы. Отмечалось, что Вознесенским были великолепно освоены как роль эстрадного поэта, так и поэта-ученика Бориса Пастернака».
Из биографии:
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 г. в Москве, в семье гидроинженера. Начал писать стихи ещё в детстве. Определяющей для дальнейшего творчества стала встреча молодого поэта с Борисом Пастернаком, которому он отправил свои стихи в 1947 г. Сама встреча положила начало большой дружбе между поэтами. Успешно окончил Московский архитектурный институт в 1957 г. Впоследствии критики неоднократно отмечали особенность своеобразного «архитектурного» мышления поэта.
«Игра, конструкция, архитектура – вот чем определяется поэт и художник, инсталлятор и изобретатель Андрей Вознесенский», – писала «Независимая газета» в дни празднования 75-летия поэта.
В 1958 г. появились первые публикации Вознесенского. А вышедшая в 1959 г. поэма «Мастера» сделала имя поэта всенародно известным.
В шестидесятые годы Вознесенский окончательно закрепился в статусе не только одного из лидеров «шестидесятников», но и как новый кумир молодежи. Этому немало способствовала активная концертная деятельность поэта – его выступления собирали до нескольких тысяч слушателей. Одновременно с этим у Вознесенского начали возникать трения с действующей властью. Его стихи то запрещали к публикации, то снова печатали. Апофеозом конфликта стало выступление генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в ходе встречи с советской интеллигенцией в декабре 1962 г., в ходе которого он обвинил Вознесенского «в пропаганде антисоветчины».
Несмотря на это, в 1960-е Вознесенский продолжал активно печататься, а также получил возможность выезжать за рубеж – во Францию, Германию – расширив географию своих выступлений.
В 1964 г. был издан его сборник «Антимиры», в 1965 г. инсценированный в Театре на Таганке и ставший заметным явлением культурной жизни Москвы. В дальнейшем поэт опубликовал «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976, а в 1978 г. за него удостоен звания лауреата Государственной премии СССР), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981).
В 1982 г. А. Вознесенский обратился к прозе, написав повесть «О», а в 1983 г. вышло собрание сочинений поэта в трех томах. Через год была издана книга «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», позднее – «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992; видеомами автор назвал свои работы в жанре визуальной поэзии, где стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями и пр., что дало критикам повод называть Вознесенского учеником не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова), «Casino “Россия”» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), «Жуткий кризис “Суперстар”» (1999), «Гадание по книге» (1999), «Девочка с персингом» (1999) и др. В1993 г. журнал «Дружба народов» опубликовал безразмерный молитвенный сонет поэта «Россия воскресе». В 2006 г. издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Андрея Вознесенского в семи томах, а в мае 2008 г. общественности была представлена книга «Рубанок носорога», в которой поэт обратился к темам и образам современной ему культуры.
Отдельную известность автору принесла первая рок-опера «Юнона и Авось», на долгие годы ставшая визитной карточкой театра «Ленком». Стихи поэта легли также в основу многих популярных эстрадных песен, таких как «Миллион алых роз», «Барабан», «Плачет девочка в автомате», «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…».
Поэт был удостоен множества званий и наград (кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание», почетный член десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и ряда других, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени).
Жил и работал в Переделкино, по соседству с музеем Бориса Пастернака.
Скончался 1 июня 2010 года.
Из стихов Андрея Вознесенского
АНТИМИРЫ
Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят
Антимиры!
И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид.
Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки.
Да здравствуют Антимиры!
Фантасты – посреди муры.
Без глупых не было бы умных,
оазисов – без Каракумов.
Нет женщин – есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.
Люблю я критиков моих.
На шее одного из них,
благоуханна и гола,
сияет антиголова!..
...Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскребы сталактитами
на брюхе глобуса висят.
И подо мной вниз головой,
вонзившись вилкой в шар земной,
беспечный, милый мотылек,
живешь ты, мой антимирок!
Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?
Зачем они вдвоем сидят
и в телевизоры глядят?
Им не понять и пары фраз.
Их первый раз – последний раз!
Сидят, забывши про бонтон,
ведь будут мучиться потом!
И уши красные горят,
как будто бабочки сидят...
...Знакомый лектор мне вчера
сказал: "Антимиры? Мура!"
Я сплю, ворочаюсь спросонок,
наверно, прав научный хмырь.
Мой кот, как радиоприемник,
зеленым глазом ловит мир.
ГОЙЯ
Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я – Горе.
Я – голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я – Голод.
Я – горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой...
Я – Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад –
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды –
Как гвозди.
Я – Гойя.
* * *
Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.
Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты –
постольку интеллигенция,
постольку они честны.
«Нет пороков в своем отечестве».
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.
Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев –
небесный интеллигент.
Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.
Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь –
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.
Воюет с извечной дурью,
для подвига рождена,
отечественная литература –
отечественная война.
Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть, русская интеллигенция!
Есть!»
Читайте в Публичке!
* Для чтения книг из библиотеки ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
Материал подготовил Владислав Бочаров,
библиотекарь отдела электронных ресурсов