Литературный глобус: выпуск 9

Журналы-«толстяки» продолжают открывать новые имена и презентуют литературные новинки. И вот что нам предлагают августовские номера журналов «Наш современник», «Новый мир», «Иностранная литература», «Москва» и «Знамя».

Журналы хранятся в читальном зале № 2 отдела обслуживания (3-й этаж).

Михайлова, И. Воздушная тревога : повесть / Ирина Михайлова // Наш современник. – 2020. – № 8. – С. 4378.

Об авторе:

Ирина Михайлова родилась в 1986 г. в Люберцах. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького. Публиковалась в журналах и альманахах «Пролог», «Кольцо А», «Сибирские огни», «Пятью пять», «Нижний Новгород», «Юность», «Наш современник». Входила в лонг-лист премий «Дебют» (2008) и «Лицей» (2018), лонг-лист конкурса «Русский Гофман». Лауреат международной литературной премии «Радуга» в номинации «Молодой автор года». Победитель конкурса «Всемирный Пушкин». Вошла в шорт-лист премии «Этноперо». Организовала в Москве литературный клуб для молодых писателей. Ирина Михайлова живет в Москве, работает учителем русского языка и литературы и никогда не прекращает творческую работу.

О повести:

Главная героиня повести, выпускница Литературного института, приходит работать учителем в школу в подмосковных Люберцах. Молодой учительнице сразу дают для классного руководства 8 «А» класс, от которого отказались все учителя. Про этот класс говорят «неуправляемый», «неадекватный», «сложный», «ненормальный» (почти все дети в нем из неблагополучных семей). В первую неделю героине повести было сложно привыкнуть к постоянному шуму – и на уроках, и на переменах. Ей казалось, что дети вообще не умеют говорить тихо, они могут только кричать. «Когда я шла работать в школу, – пишет автор-рассказчик, – я представляла себе многое – маленькую зарплату, большие классы, восемь уроков в день, бесконечное заполнение журналов и отчетов, сложные темы и каверзные вопросы. Но не представляла себе, что в 8 классе ученики плохо читают, плохо пишут и плохо говорят. Есть несколько учеников, которых невозможно успокоить и усадить. На уроках у них нет дневников, тетрадей и ручек». Только к концу учебного года перед молодой учительницей постепенно открывается возможность влиять на сердца и умы своих учеников. Героиня повести остается работать в школе: для нее это большая победа над собой как в личностном, так и в профессиональном плане.

Хафизов, О. Феодор : роман / Олег Хафизов // Новый мир. – 2020. – № 8. – С. 885.

Об авторе:

Олег Хафизов – прозаик, эссеист, сценарист. Родился в Свердловске. Окончил факультет иностранных языков ТГПИ им. Л. Н. Толстого, учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Работал художником-оформителем, переводчиком, журналистом, телеведущим, педагогом. Печатался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Урал» и др. Олег Хафизов – автор четырех книг прозы: «Только сон» (Тула, 1998), «Дом боли» (Тула, 2000), «Дикий американец» (Москва, 2007), «Кукла наследника Какаяна» (Москва, 2008). А также он является финалистом конкурса И. П. Белкина (2004), дипломантом Международного Волошинского конкурса (2012). О. Хафизов в январе 2020 г. стал лауреатом XXI Всероссийской литературной премии им. П. Бажова в номинации «Мастер. Проза» за повесть «Пещий отрок». Живет в Туле.

О романе:

Роман «Феодор» является третьей частью серии произведений о Ф. И. Толстом-«Американце», начатой книгой «Дикий американец» (Москва, 2007). Вторая часть серии «Дуэлист» была опубликована в журнале «Новый мир» (2019, № 12). Завершающая часть серии романов «Феодор» обладает чертами самостоятельного произведения.
Читателю предлагается остросюжетный роман из жизни и – как бы – из литературы русского XIX в. с «типичными» для нее персонажами и сюжетами. Герои романа – представители высшего света с графом Ф. И. Толстым в центре: авантюристы, карточные игроки, цыгане и так далее и, соответственно, – здесь же разного рода эпизоды карточных игр, прославивших графа, и связанных с ними трагедий. Здесь развернутая в отдельное повествование история несостоявшейся дуэли Толстого-Американца с Пушкиным, ну и, разумеется, здесь же развернутые любовные истории из прошлой жизни. О. Хафизов использует стилистику самых разных жанров – от спокойного «бытописательства» до тогдашней литературной «готики» с появлением на страницах романа призраков и разного рода нечистой силы. Авторский взгляд в романе устремлен не только из XXI в XIX в., но и из прошлого в наше настоящее: оказавшись в сегодняшней Москве, герой не узнает ее: «– Где здесь Сивцев Вражек, братец? – спрашивает отец какого-то убогого оборванца в изодранных портах, но тот на беду оказывается срамной девкой – обритой наголо, унизанной кольцами и татуированной до синевы, как жители острова Нука-Гива. Вопроса она не слышит из-за пробок в ушах».

Читать роман «Феодор» в Журнальном зале

Кун, А. Счастливый север : фрагменты романа / Арпад Кун // Иностранная литература. – 2020. – № 8. – С. 3–48.

Об авторе:

Арпад Кун родился и вырос в Венгрии, вуз окончил во Франции, теперь живёт в Норвегии. Он социальный работник, помогает больным и престарелым, и при этом венгерский писатель, успешный в своей родной стране. А. Кун лауреат литературных премий Тибора Дёри (2000), Аттилы Йожефа (2013). Он автор сборника рассказов «Книга дождя» (1995), поэтических сборников «Илион» (1989), «Поет Медард» (1998), романа «Опять ждем тебя домой» (2016).

О романе:

Герой романа Эме Бийон наполовину – чернокожий африканец, на четверть – француз, на четверть – вьетнамец. Прожив основную часть жизни в Африке (государство Бенин), он довольно сложным путем попадает в Норвегию, где устраивается работать в дом престарелых. Самое интересное, самое интригующее в романе – это столкновение двух контрастных реальностей. Африканская повседневность насыщена иррациональными моментами: человек там окружен духами предков, демонами, малыми и большими божествами. И совсем, совсем иной мир – Норвегия, где сам воздух напоен рациональным началом. Здесь каждый человек знает свое место, круг своих задач, границы своей компетентности. В этом холодном краю людям теплее, чем в жаркой Африке, потому что здесь они постоянно окружены доброжелательным и тактичным вниманием.

Фото с сайта KP.RU

Аннин, А. Лезвия луж : роман / Александр Аннин // Москва. – 2020. – № 8. – С. 9–90.

Об авторе:

Александр Александрович Аннин родился в 1964 г. в Вологде. Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Писатель, кинодраматург, публицист. Работал на различных должностях в московских газетах и журналах. Автор нескольких романов и повестей, опубликованных столичными издательствами и журналами, радиопостановок для детей на историческую тему, а также исторических передач для взрослых. Лауреат национальных и международных премий в области литературы, журналистики, телевидения и радио. Живет в Подмосковье.

О романе:

Годами люди ходят на работу мимо самого обычного забора – длинного, высокого и глухого. И вот, ни с того ни с сего, двум старым друзьям приходит в голову поинтересоваться: а что же там, за этим таинственным забором? Совершенно случайно перед героями романа приоткрывается тайна, знать которую простому смертному не положено. С этого момента друзья вступают в конфликт с незримой силой. Выжить и не сойти с ума – вот их единственная задача.

Кедрова, М. Реанимация: триптих : повесть / Марина Кедрова // Знамя. – 2020. – № 8. – С. 8–42.

Об авторе:

Марина Кедрова родилась в 1969 г. в Москве. В 1994 г. окончила с отличием философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра философии религии и религиоведения). В 1997 г. окончила очную аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Религия и вера в творчестве Андрея Платонова». Марина Кедрова работает на философском факультете МГУ и преподает историю философии и философию культуры. Она является ответственным редактором альманаха «История и теория культуры», издающегося на базе философского факультета МГУ. «Реанимация» – ее первая литературная работа, максимально очищенная от посторонних голосов и размышлений, что, наверняка, было для преподавателя философии интересным опытом.

О повести:

Повесть написана в форме дневника, ведет его влюбленная женщина, чьи чувства приходится держать под жестким контролем. Ей выпала тяжелая участь практически в одиночку бороться с болезнью Альцгеймера, поразившей ее любимого мужчину. Казалось бы, все окружающие оказывают посильную помощь, но, что-то мешает главной героине следовать добрым советам, какая-то опустошенность и сознание тщетности всех усилий. В результате время упущено.

Читать повесть «Реанимация» в Журнальном зале


Обзор подготовлен Ириной Кондрашовой,
ведущим библиотекарем отдела обслуживания

25.11.2020

Наверх