Playboy и большая литература

Выпуск от 16.05.2020


Юрий Олеша заметил: «Конец эпохи, переходное время, требует своих легенд и сказок».

Здравствуйте!

Жертвами коронавируса становятся не только люди, но и легендарные бренды.

В Америке, к примеру, перестала выходить бумажная версия журнала Playboy. Который, между прочим, не только про эротику, но и про литературу. На его глянцевых страницах публиковали свои рассказы и романы Рей Бредбери, Стивен Кинг, Чак Паланик, Харуки Мураками, Ян Флеменг. Сегодня расскажу о самых неожиданных авторах журнала.

«Сто лет одиночества»* Габриэля Гарсиа Маркеса едва успели выйти на английском языке, «Плейбой» тут же напечатал его рассказ «Самый красивый утопленник в мире»* – о необыкновенно красивом трупе, которого волны выбросили на берег, и которому удалось, не шевелясь и не дыша, очаровать всю деревню. В 1982 году журналистка Клаудия Дрейфус провела 20 часов, общаясь с великим колумбийским писателем и журналистом. Интервью в «Плейбой» вышло через несколько месяцев – как раз, когда Гарсия Маркес получил свою Нобелевскую премию.

Роальд Даль – автор множества волшебных сказок: «Чарли и шоколадная фабрика», «Чудесный мистер Фокс» и других. Его единственный недетский роман – «Мой дядюшка Освальд», комичные приключения похотливого бонвивана, ценителя оперы, китайского фарфора и женщин. Роман начался с рассказа, который британец, мастер чёрного юмора написал для Playboy под названием «Ночная гостья». И это далеко не единственный рассказ писателя для журнала. Первым было опубликовано драматичное «Рождение катастрофы» – история женщины, которая самоотверженно борется за жизнь своего новорождённого малютки. Финал, как всегда у Даля, неожиданный.

В 2008 году сын Владимира Набокова Дмитрий объявил, что черновики последнего романа, которые отец завещал уничтожить, сохранились. Фрагмент в пять тысяч слов из незаконченной книги «Лаура и её оригинал»* первым опубликовал «Плейбой», заплатив за это право какие-то немыслимые деньги. Впрочем, проза Набокова появлялась в журнале и ранее: в 60-е здесь были напечатаны отрывки из его романа «Ада» и развёрнутое интервью с писателем.

Урсула Ле Гуин, бабушка научной фантастики, тоже отметилась в длинном списке авторов «Плейбоя». Правда, в её случае не обошлась без неприятного казуса. Выпускающий редактор попросил разрешения напечатать рассказ «Девять жизней», сократив имя до инициала, чтобы читатели не догадались, что автор – женщина. Ле Гуин вспоминала: «Это был первый (и единственный) раз, когда я реально столкнулась с гендерными предрассудками по отношению к женщине-писательнице; это было настолько глупо и гротескно, что я даже не придала этому значения… хотя стоило бы».

Легендарный журнал предоставлял страницы не только традиционной прозе и поэзии, но и лучшим образцам андеграундных комиксов. Один из поклонников рубрики «Playboy Funnies» Арт Шпигельман до сих пор утверждает, что с четырнадцати лет покупал журнал именно из-за рисованных историй. Повзрослев, Арт и сам стал постоянным автором рубрики. Одновременно занимался комиксом, где рассказывал о своем отце, выжившем в холокосте. «Маус» Арта Шпигельмана стал первым графическим романом, получившим Пулитцеровскую премию.

Гилберт Честертон высказался однажды: «Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня – книгу пишет одинокий сумасшедший».

Увидимся через неделю. Читайте книги!

* Книги можно получить в отделе Абонемент или Виртуальном абонементе ЧОУНБ. Пройти регистрацию

Рифат Абдрашитов,
зав. Центром межкультурных коммуникаций ЧОУНБ

Наверх