Читаем детективы сейчас

Выпуск от 18.04.2020

Агата Кристи однажды призналась, что сюжеты детективных романов рождаются у неё за мытьем посуды: «Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве».

Здравствуйте!

У одного из самых молодых литературных жанров большой юбилей только через 21 год – мы будем отмечать 200-летие детектива. Но зачем ждать так долго? Читаем детективы сейчас.

Начнём с классики. 20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham's Magazine» был опубликован рассказ Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг»*. И хотя сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, именно эта новелла сформировала канон нового детективного жанра. Классический детектив состоит из трёх частей: первое – сюжетообразующая головоломка (в «Убийстве на улице Морг» это загадочная смерть матери и дочери в своём доме), второе – харизматичная фигура следователя (у По это французский аристократ Огюст Дюпен) и, наконец, антураж, на фоне которого разворачивается интрига. Канон за 200 лет не изменился, но оброс поджанрами.

Практически невозможно установить, кто был первым автором в жанре «иронического детектива» (совершенно точно, это была не Дарья Донцова). На роль первооткрывателя жанра претендует англичанка Джорджетт Хейер, француз Шарль Эксбрайя и полячка – Иоанна Хмелевская. Ставшие уже классическими «Что сказал покойник», «Всё красное» и «Подозреваются все» – это отличное развлечение в самоизоляции. Слегка гротескные, детективы Хмелевской отлично справляются с функцией антидепрессантов. Они ненавязчивые, с закрученным сюжетом, россыпью юмора, жизнеутверждающие, что особенно ценно – самоироничные.

В современной отечественной литературе достойное место занял жанр «ретродетектив» (спасибо Борису Акунину и Леониду Юзефовичу!). В последние годы в этом жанре особо выделяются книги нижегородского писателя Николая Свечина, начиная с дебютного – «Завещание Аввакума»*. Где бы главный герой, обаятельный сыщик Алексей Лыков, не расследовал свои дела – в Нижнем Новгороде, на Кавказе, в Варшаве или на Сахалине – вас ждёт невероятно детализированная историческая реконструкция. Иногда автора даже хочется приостановить в этом потоке популярного краеведения, но Свечин талантлив: всё же чаще ему удаётся читателя заворажить.

В Японии в прошлом веке появилось новое направление внутри детектива – романы-хонкаку. Бестселлером жанра стала книга Содзи Симады «Токийский зодиак»*. Эти детективы больше похожи на интеллектуальную игру, чем на литературу, поэтому подойдут не каждому читателю, а в первую очередь любителям викторин и головоломок. Автор дает читателю столько же подсказок, сколько главному герою, в мельчайших подробностях, чтобы вы могли попытаться раскрыть преступление самостоятельно – возможно, даже раньше сыщика в книге.

Современный скандинавский детектив невольно вызывает вопрос: как в самых благополучных странах на Земле рождаются столь меланхоличные и пугающие истории о зверских преступлениях и мрачных сыщиках. Знакомство с миром скандинавского детектива часто начинают с романов Стига Ларссона о девушке с татуировкой дракона и книг Ю Несбё. Я решил не отступать от этой традиции и порекомендую самый свежий, 12-й роман Ю Несбё из захватывающей серии о Харри Холе – «Нож»*. В этом деле сыщик сыграет не совсем обычную роль – он возглавит не расследование, а список подозреваемых.

Успешные экранизации книг «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн и «Девушка в поезде» Полы Хокинс подстегнули новый виток интереса к триллерам с неожиданным поворотом сюжета. Свежий образец жанра – дебютный роман Алекса Михаэлидеса «Безмолвный пациент»*. Известная художница, живущая, казалось бы, идеальной жизнью, жестоко убивает мужа. И с тех пор не произносит ни слова. Разговорить героиню в клинике попытается криминальный психотерапевт, но понятно, что его эксперименты ничем хорошим не закончатся.

Закончу цитатой британского телекритика Нэнси Бэнкс-Смит: «Агата Кристи доставляет в постели больше удовольствия, чем любая другая женщина».

Увидимся через неделю. Читайте книги!

* Книги можно получить в ЧОУНБ или библиотеке ЛитРес. Пройдите онлайн регистрацию в ЧОУНБ.


Рифат Абдрашитов,
зав. Центром межкультурных коммуникаций ЧОУНБ

Наверх