Лауреаты Букера

Выпуск 46 от от 23.11.2019

«Самый хороший способ испортить отношения – это начать выяснять их», – фраза, которую приписывают Уинстону Черчиллю.

Здравствуйте!

Из последних новостей в жизни престижной Букеровской премии – «Русский Букер», похоже, окончательной закрылся из-за отсутствия спонсоров, а британский вопреки правилам поделили между двумя авторам – Маргарет Этвуд и Бернардин Эваристо.

Для нас это повод рассказать о ярких романах других обладателей Букеровской премии прошлых лет.

Айрис Мёрдок «Море, море»* – премия 1978 года. На русском языке роман вышел в издательстве «Азбука» в переводе Марии Лорие. Эту книгу невозможно прочесть залпом. Она раскроет для вас прелесть именно размеренного чтения. Атмосферный, затягивающий роман об осмыслении жизни и внутренних демонах. Успешный театральный режиссёр и актёр Чарльз Эрроуби, любимец публики и женщин, решает удалиться на покой и покупает дом на скалистом морском берегу. Здесь Чарльз ведёт дневник – собственно, он и есть роман. Фактически режиссёр, уединившись, репетирует свой финальный спектакль, а писатель вынуждает нас следить за этим процессом со смесью неприязни и восхищения.

К слову, заодно порекомендую вам фильм 2001 года «Айрис», где роль писательницы Айрис Мёрдок исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч – и за эту роль обе актрисы получили номинацию на «Оскар».

Еще один неспешный, очень красивый роман, полный светлой грусти о прожитой жизни – «Остаток дня» Кадзуо Исигуро*. Обладатель Букеровской премии 1989 года выпущен в издательстве «Эксмо» в переводе Владимира Скороденко.

Главный герой, образцовый дворецкий Джеймс Стивенс, отправляется в отпуск, впервые покидая дом, где служил с юности. Предоставленный самому себе, он, как и Чарльз Эрроуби у Мёрдок, обращается мыслями к прошлому. В итоге герой вынужден развеять иллюзии о своём хозяине, лорде Дарлингтоне, о своей сыновней гордости, о возведённом в абсолют британском «достоинстве» и признать, что упустил свою любовь. И в этой точке он получает утешительную мысль от автора (цитирую): «…Для очень и очень многих вечер – самое приятное время суток. Так, может, стоит прислушаться к его совету – перестать всё время оглядываться на прошлое, научиться смотреть в будущее с надеждой и постараться как можно лучше использовать дарованный мне остаток дня?». По книге в 1993 году был снят одноимённый фильм, главные роли в котором исполнили Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон. А Борис Акунин выпустил своего рода ремейк «Остатка дня» – роман «Коронация».

Антония Байетт «Обладать»* – Букеровская премия 1990 года, включенная в университетские программы во многих странах мира.

Идеальный интеллектуальный роман, полный тайн, загадок, аллюзий и пересечений. Мечта филолога-гурмана. Для читателя же, с литературой не связанного, – это трагическая история любви с увлекательной детективной составляющей. В роман двое современных литературоведов почти случайно оказываются вовлечены в историю отношений двух выдуманных поэтов Викторианской эпохи. В любом случае, «Обладать» – это талантливо написанный, влюбляющий в себя многослойный текст, затягивающий любого в мир человеческих страстей и большой литературы.

В России роман выпущен в издательстве «Иностранка» в переводе Виктора Ланчикова и Дмитрия Псурцева. Качество этого перевода настолько высоко, что леди Байетт ограничила издание других переводов своего романа на русский язык.У этой книги тоже есть экранизация с Гвинет Пэлтроу в главной роли, но её я вам советовать не стану. А вот книгу искренне рекомендую.

Джулиан Барнс «Предчувствие конца»* – Букеровская премия 2011 года, выпущенная издательством «Азбука» в переводе Елены Петровой.

Джулиан Барнс из тех редких авторов, кому удается практически бесшовно соединять философские размышления и захватывающий сюжет в лаконичном повествовании.
Неразлучная четвёрка одноклассников в последний год учёбы в элитной школе клянётся в вечной дружбе. Но ничто не вечно. Их пути расходятся в разные стороны, отчасти из-за неожиданной трагедии и желания поскорее выбросить её из головы… Сорок лет спустя герой получает неожиданное письмо от адвоката и начинает раскручивать клубок причин и следствий в прошлом, которое кажется таким простым и ясным. И наконец фокусируется на том, что долгое время оставалось незамеченным. Именно эти прежде незначительные детали складываются в новую, пронзительную историю.

Коротко ещё о несколько букеровских книгах: роман о лицемерии и СПИДе «Линия красоты» Алана Холлингхёрста*; литературная головоломка о двух индийских близнецах «Бог мелочей» Арундати Рой, роман о дружбе и эвтаназии – «Амстердам» Иэна Макьюэна*, классический пример постколониальной литературы и жанра магического реализма – «Дети полночи» Салмана Рушди. И, наконец, самый длинный роман-победитель от самого молодого обладателя Букера – детектив Элеоноры Каттон «Светила»* с героями, соответствующими знакам Зодиака.

Напоследок снова процитирую Черчилля: «Я – оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то ещё».

Увидимся через неделю. Читайте книги!

* Книги можно получить в отделе Абонемент или Виртуальном абонементе ЧОУНБ. Пройти регистрацию

Рифат Абдрашитов,
зав. Центром межкультурных коммуникаций ЧОУНБ

Наверх