Писатели-юбиляры 2020 года

Выпуск от 01.02.2020

«Оба мы – жертвы чумы двадцатого века; но в данном случае это – не Чёрная Смерть, а Серая Жизнь». Олдос Хаксли

Здравствуйте!

Традиционно в январе расскажу о юбилярах года. Сегодня – о тех, кто родился сто лет назад, в 1920-м, и передал нерв XX века.

Уроженец Смоленской губернии Исаак Азимов* стал биохимиком, популяризатором науки и великим американским писателем-фантастом. Автор трёх законов робототехники свою первую книгу написал в 11 лет (всего он сочинил более 500 произведений). Был основателем Комитета скептических расследований, противодействующего псевдонауке. В 1960-е Айзек Азимов оказался под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. Причиной послужил донос: писатель уважительно отозвался об СССР как о первой стране, построившей атомную электростанцию.


В 17 лет Рэй Брэдбери* вступил в «Лигу научных фантастов», объединившую молодых писателей Лос-Анджелеса, и в начале карьеры писал по 52 рассказа в год: по одному в неделю. В 1950 году часть рассказов сложились в роман «Марсианские хроники», принесший ему наконец славу и нормальный заработок. Однако чтобы написать мрачные «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери арендовал печатную машинку в библиотеке Калифорнийского университета (за 10 центов в полчаса) и за девять дней, потратив чуть меньше 10 долларов, написал роман, который частями был опубликован в первых номерах журнала «Плейбой».



Юрий Нагибин* делил литературу на халтуру и искусство. Собственную халтуру он сравнивал с водкой (цитата из «Дневника»): «Она почти столь же успешно хотя и с большим вредо́м позволяет отделаться от себя». Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», опубликованный уже после смерти писателя и оказавшийся лучшим и самым откровенным его произведением. Выпускник института кинематографии, ветеран войны, он читал Гете в подлиннике и цитировал Пруста в оригинале, был шесть раз женат, но так и не решился завести детей.

Серьёзным писателем Артура Хейли* не признавали ни критики, ни он сам. Автор четырежды экранизированного романа «Аэропорт» просил называть себя просто «сочинителем». Что не помешало всем 11 его романам стать бестселлерами. Британо-канадский писатель дал вторую жизнь жанру производственного романа, где человеческие отношения – лишь фон для подробностей технологического процесса, описанных просто и доступно. Прежде чем начать писать, он обычно полтора года тратил на сбор материалов, записки и черновики. Работая над «Колесами», Хейли пропадал на автомобильных заводах Детройта, для «Отеля» прочитал 27 профессиональных книг о гостиничном бизнесе, ради «Вечерних новостей» накануне 70-летия прошёл специальный курс выживания.

В этом году своё столетие также отмечают: чудом выживший в боях подо Ржевом автор военной прозы Вячеслав Кондратьев*, детский писатель, сказочник и коммунист Джанни Родари*, писатель-натуралист, противник содержания животных в зоопарках Николай Сладков*, один из самых известных представителей «деревенской прозы» Фёдор Абрамов.

Закончу цитатой из «Дневника» Юрия Нагибина: «Для бездарных писателей у нас рай на земле, талантливых ждёт царствие небесное».

Увидимся через неделю. Читайте книги!

* Книги можно получить в отделе Абонемент или Виртуальном абонементе ЧОУНБ. Пройти регистрацию

Рифат Абдрашитов,
зав. Центром межкультурных коммуникаций ЧОУНБ

Наверх