Валентин Распутин «Живи и помни»

 Литературный календарь - 2019: читаем книги 
               Книга-юбиляр – 45 лет

Печальная и яростная повесть, несколько «вкрадчивая» тихой своей тональностью, как и все другие повести Распутина, и оттого еще более потрясающая глубокой трагичностью.
Виктор Астафьев

Ради Настены и задумывалась эта вещь, и писалась. А для того, чтобы характер ее проявился в полную меру, пришлось искать какие-то особые обстоятельства, каковыми я посчитал историю с ее мужем. А что потребовало и в отношении к нему некоего судебного разбирательства перед приговором. Не хотелось его мазать одной лишь черной краской...
Валентин Распутин

Литературный календарь ЧОУНБ, Валентин Распутин «Живи и помни»

Повесть российского писателя, публициста Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни» – одно из лучших произведений русской послевоенной прозы, напечатана в журнале «Наш современник» в 1974 г. (№ 10, 11). В 1977 г. за повесть В. Распутин награжден Государственной премией СССР в области литературы.

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

В основе произведения подлинные духовно-нравственные ценности связаны с уходящим крестьянским миром и его традиционным жизненным укладом. В повести рассказывается о неделимости индивидуальной и общенародной судьбы, об ответственности человека за свой выбор и о невозможности счастья, которое противоречит родовой морали. В центре произведения – прекрасный характер деревенской женщины Настены. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на жену и родственников. Критики даже сравнивали ее с повестями Ю. Гончарова «Дезертир» (1962) и Ч. Айтматова «Лицом к лицу» (1958). Иллюзия небытия живого еще человека, бывшего крестьянина, навсегда уведенного войной из родного дома, создается не только всем развитием повествования о человеке-оборотне, в глубинах которого растет анти-«я». Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан герой как бы смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, все безвозвратнее уходящую в план ирреальности, несбыточности. Распутин показывает направление еще не осознанного во всей опасности поворота народного сознания, не выдержавшего потерь войны и прессинга послевоенной яви. Мотив искажений расколотого сознания в повести силен и мучителен.

В произведении поставлен вопрос о смысле и значении брачных отношений и деторождения для духовной жизни русского человека. Это вопрос об их традиционной подотчетности «жизни на миру». Так одинаковый, «встречный» сон Настены и Андрея, воплотивший их затаенную от бдительного ока родителей тоску по столь желанному ребенку, подсознательно становится одним из толчков, побуждающих Гуськова помимо воли нарушить и присягу, и законы, определенные не только государственностью, но всем строем народного сознания. Неразрешимый узел противоречий, представленный в сугубо локальной, казалось бы, драме повести усугубляется тем, что именно вынужденная и мучительная для героев изоляция от привычной «жизни на миру» создает им условия для вспышки не испытанной ранее духовной любви.

Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора. Ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, бежавшему с поля боя. Она укрыла бежавшего Андрея, приняла его дезертирство на себя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор.

Психологическая реакция народа на предательство, отторжение предательства как явления антинародного, как нарушение норм морали, вот что истинно новое, чем богата повесть В. Распутина. К концу повествования любящие друг друга Настена и Андрей все дальше расходятся, образуя два полюса: на одном раздавленный, распадающийся, нравственно агонизирующий Андрей, на другом – Настена, все более ясно осознающая, что жизни нет и не будет. Не умея жить в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена не может найти разумное, логичное решение. Она уходит в воды Ангары, искупая вину Андрея, вину жестокого времени. Это ее страшное «оправдание» перед миром, крик о своей чистоте и благородстве остаются надолго в сердце и душе читателя. Трагическая гибель Настены, утверждающая невозможность счастья вразрез с родовой моралью, не снимает противоречия. Нельзя жить человеку, отторгнувшему себя от народа. Многосторонний, густой характер противоречий невозможно разрешить сугубо волевыми усилиями рассудка. Повесть Распутина отличают психологизм, стройность композиции, интонационное богатство, тонкая метафоричность, разнообразие фольклорных и христианских ассоциаций.

Повесть «Живи и помни» экранизирована в 2008 г., режиссер А. А. Прошкин.

Цитаты

Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать.

Люди не умеют помнить друг о друге, их проносит течением слишком быстро; людей должна помнить та земля, где они жили.

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай – дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся.

Жизнь – не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть – все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится.

А что думать, что размышлять, тянуть из себя попусту жилы? Близко локоть, да не укусишь. Как-то, вспомнив эту поговорку, он схватил другой рукой локоть и изо всех сил потянулся к нему зубами – вдруг укусишь? – но, не дотянувшись, свернув до боли шею, засмеялся, довольный: правильно говорят. Кусали, значит, и до него, да не тут-то было.

До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? Почему между тем и другим всегда пропасть? Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем ты, не задумавшись, дал отсекать себе крылья именно тогда, когда они больше всего необходимы, когда требуется не ползком, а летом убегать от беды?

Отзывы читателей

Книга впечатляет: мощью чувств, переживаний, сомнений, тревоги. Могу понять и представить: поступки героев, их страх и безысходность сложившихся обстоятельств.
Обязательно рекомендую прочесть повесть, и вы о ней будете помнить вечно!

Вера –

История про Настену и Андрея захватывает с первых строк, начинаясь интригующим деревенским расследованием, а заканчивается печально и, по-моему, совсем не последовательно, хотя... Это повесть о том, как война убивает и калечит человека духовно… Во время чтения у меня возникал иногда вопрос: «Почему человек чувствует себя виноватым перед жестокими убийствами в том, что не совершил их как можно больше?»… Читалось это произведение на одном дыхании, взглядом я легко пролетала над строчками, особо не вникая в их конструкцию…

Swan_song

Повествование ведется таким образом, что уже через 20 страниц, ты уже живешь героями книги и своими глазами смотришь на заснеженную Ангару. Тебе передается тревожность Настены, ее мысли, чувства. Дочитывала книгу в самолете. Думала дочитаю, потом посплю. И вот последняя страница, а я перечитываю ее снова и снова. Я ожидала такого конца, но не ждала его так быстро, мне хотелось еще больше узнать о судьбе Настены и Андрея. А тут конец. Остается неприятное послевкусие. Накатывают хмурые мысли. Позже, анализируя книгу, приходит осознание, что поступок Настены – это ее шанс остаться в наших мыслях человеком с чистой и непорочной душой.

marka89

Заказать в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

 *Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Источники:

83.3Р6
Р 893
К-526255-БО
Распутин Валентин Григорьевич / Т. М. Вахитова // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь: в 2 ч. / редколлегия: Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва : Просвещение, 1998. – Ч. 2: М–Я. – С. 252–257.

83.3Р6
Р 893
Д-273258-БО
Распутин Валентин Григорьевич / А. Ю. Большакова // Русские писатели 20 века : биографический словарь / составитель П. А. Николаев. – Москва : Большая Рос. энцикл. : Рандеву–АМ, 2000. – С. 582–584. – (Серия биографических словарей). – Библиография в конце статей.


92
Б 799
Ф-26490-БО
Распутин Валентин Григорьевич // Большая Российская энциклопедия : [в 30 т. / Федер. целевая прогр. «Культура России» (подпрогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России») ; научно-редакционный совет: Ю. С. Осипов (председатель) и др.]. – Москва : Большая Рос. энцикл., 2015. – Т. 28. – С. 234. – Библиография в конце статей.


83.3(0)
Б 799
Д-279093-БО
Распутин Валентин Григорьевич // Большая литературная энциклопедия : для школьников и студентов / научный редактор В. В. Славкин] ; [В. Е. Красовский и др. – Москва: Слово : Эксмо, 2006. – С. 605–606 : ил.


Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх