Александр Ширвиндт

19 июляЛитературный календарь - 2019: читаем книги

 

Александр Анатольевич Ширвиндт – актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист, педагог и телеведущий, народный артист РСФСР. С 2000 года до настоящего момента является художественным руководителем Московского академического театра Сатиры.Александр Анатольевич Ширвиндт – актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист, педагог и телеведущий, народный артист РСФСР. С 2000 года до настоящего момента является художественным руководителем Московского академического театра Сатиры.

Так что все время хочется дойти, раздеться, лечь и вытянуть ноги (слава богу, пока не протянуть). Вернее, так: доехать или дойти и лечь, доиграть и лечь, допить, доесть и лечь, договорить и лечь, долюбить и уснуть. Вообще лежать в ногу со временем.
Александр Ширвиндт

Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей. Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. У него редчайший дар – образ веселого, иронического мышления, который удивлял меня с первых дней знакомства.
Марк Захаров

Александр Анатольевич Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в творческой семье. Его отец был профессиональным музыкантом, а мама, в молодости актриса, работала редактором в Московской филармонии. Неудивительно, что и сыну они передали свою любовь к искусству. Помимо обычной школы Александр учился в музыкальной и занимался танцами. В доме Ширвиндтов частыми гостьями были деятели искусств и звезды эстрады: Рина Зеленая, Леонид Утесов, Ростислав Плятт и др. Все это в итоге вдохновило Александра стать актером. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой). С первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита. В 1956 году он получил диплом с отличием и был принят в Театр-студию киноактера. Через год он попал в штат «Мосфильма», где в скором времени стал принимать участие в съемках. Дебютной работой Александра Ширвиндта стала роль Ухова в комедии «Она вас любит». В 1957 году он перешел в Театр имени Ленинского комсомола, где сыграл множество выдающихся ролей, в том числе Тригорина в «Чайке» и режиссера Нечаева в спектакле «Снимается кино». Когда из этого театра ушел его руководитель Анатолий Эфрос, Александр Ширвиндт вслед за ним перешел в Московский драматический театр, где прослужил 2 года. В 1970-е годы его новым театральным домом стал Московский академический Театр Сатиры. Театр Сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» (1970), Добчинского в «Ревизоре» (1972), Президента репортажа в «Клопе» (1974), Молчалина в «Горе от ума» (1976) и другие роли. С первых дней работы в Театре сатиры Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. А с 2000 года и по сей день Ширвиндт возглавляет театр Сатиры в качестве художественного руководителя.

Несмотря на бурную театральную жизнь, Александр Ширвиндт успевал много сниматься в кино. Одной из самых первых киноработ, которая особенно запомнилась зрителям, стала роль в фильме «Приходите завтра». 70-е годы были для актера особенно удачными на замечательные роли. В 1976 году вышел фильм «Небесные ласточки», а в 1979 – «Трое в лодке, не считая собаки», в котором Александр Ширвиндт играл вместе с Андреем Мироновым и Михаилом Державиным, составив с ними неподражаемое комедийное трио. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или c легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба.

«Трое в лодке, не считая собаки – Александр Ширвиндт»

Чувство юмора и организаторские навыки пригодились Александру Ширвиндту при проведении так называемых «капустников» в Доме актера. На подобные выступления, которые ставил и вел актер, всегда собирался полный зал. Эти концерты впоследствии перенесли на телеэкраны, и Александр Ширвиндт стал ведущим программы «Театральные встречи». Но эстраду не оставил, выступая в качестве автора, актера, режиссера и конферансье. А еще он автор нескольких автобиографических книг, наполненных не только воспоминаниями, но и мудрыми, остроумными размышлениями о жизни.

Кто-то из артистов сказал однажды, что его выход – уже сам по себе спектакль. «Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз – «старость средней тяжести»,– говорит о себе Александр Анатольевич. «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист…,– сказал однажды Марк Захаров,– тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт».

Цитаты:

Нельзя существовать в круглосуточном, не проходящем чувстве ненависти, раздражения, неприятия, ощущения беды и горя. Должны быть оазисы, просветы. Жизнь-то одна… Так что внутри любого кошмара надо пытаться искать позитивные эмоции.

У Шварца в «Обыкновенном чуде» есть фраза: «Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: «Потерпи, может быть, все обойдется!» Я скорее из категории этих людей: вялый оптимист. «Все еще обойдется». Это, конечно, удобная позиция, но, насколько она выигрышная, не знаю.

Старость – это не когда забываешь, а когда забываешь, где записал, чтобы не забыть.

Меня один хороший доктор успокоил. «Даты – это все бред. Возраст человека, – сказал он, – определяется не датами, а его существом». Иногда, очень недолго, мне бывает где-то в районе 20 лет. А иногда мне под 100.

Книги обязательно надо читать. Главное – не выписывать понравившиеся цитаты. Потом такие цитаты создают ощущение, что это твои мысли.

В эпоху повсеместной победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаичным и неправдоподобным.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в ЛитРес

Татьяна Чуватина, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству

Наверх