Александр Островский «Гроза»

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

16 ноября – 160 лет со дня первой постановки пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1859) на сцене Малого театра.

«Гроза» – картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками. Оттого она дышит величайшею правдой.
(М. И. Писарев, «Гроза». Драма А. Н. Островского, газета «Оберточный листок», 1860 г.)

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр  Островский «Гроза»

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Пьеса «Гроза» является одним из самых главных произведений писателя и по праву считается не только вершиной его творчества, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. И в тоже время – это психологическая драма, нестандартно описывающая характеры, внутренний мир, терзания героев.

Написана «Гроза» была в 1859 г. во время путешествия А. Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов. Его интересовали люди, которые встречались в путешествии, их характеры, особенности быта, истории их жизни.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. У молодого драматурга были очень непростые личные отношения с актрисой Любовью Павловной Косицкой: она состояла в браке, да и Островский был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной.

Впервые «Гроза» Островского была поставлена на сцене Малого театра 16 ноября 1859 г. Премьера совпала с бенефисом актера Сергея Васильева, которому досталась роль Тихона. Многих героев играли люди, специально для которых драматург писал роли. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. Кабаниху же сыграла Надежда Рыкалова, а Варвара Бороздина даже подарила имя героине пьесы.

Публика была в восторге, пресса пестрела хвалебными рецензиями. Автор «Отечественных записок» С. С. Дудышкин писал: «В городке, в котором люди умеют богатеть, в котором непременно должна быть одна большая, грязная улица и на ней нечто вроде гостиного двора, и почётные купцы, о которых г. Тургенев сказал, что они “трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют” – в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила».

Островский в своей пьесе хотел показать читателю, что стремление человека к свободе естественно и непреодолимо и обязательно возьмет верх над всеми никому не нужными устоями, а самодурство и нежелание признавать новое обречены на крах.

Критик Николай Добролюбов в 1860 г. написал обычную и очень эмоциональную статью на пьесу «Луч света в темном царстве». Это был первый, очень важный для Островского отзыв. «Возьмите историю, вспомните свою жизнь, оглянитесь вокруг себя – вы везде найдете оправдание наших слов», – обращается Добролюбов к читателям, в том числе и к тем, кто сегодня возьмется за «Грозу».

Сегодня каждый театр трактует Островского по-своему, предлагая разные жанры и разные подходы, но что-то, видимо, заставляет и режиссеров, и зрителей обращаться к этой классической пьесе с ее цельной и честной героиней, которая и хотела бы смириться с судьбой, да не смогла.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр  Островский «Гроза»«"Гроза" в "Современнике" (2004) – из тех спектаклей, на которых зритель обязан немедленно открыть рот от удивления и уж не закрывать его как минимум до антракта», –так пишет театральный критик Марина Давыдова о новом видении «Грозы» в постановке Нины Чурсиной.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр  Островский «Гроза»В постановке «Грозы» театром Вахтангова (25 марта 2016 года), как верно подметил художественный руководитель театра Римас Туминас, нет концепции и трактовок, банального и привычного «светлого» и «тёмного» царств (которые сами по себе призрачны и утопичны). В этом спектакле есть Человек с его пороками и добродетелями, радостями и горестями, многоликие Личности – ни хорошие, ни плохие, а такие, какие есть. Трагедия в том, что многие, так же как Катерина, в поисках Гармонии сбегают от действительности в другой мир или замыкаются в себе и прячутся под панцирем равнодушия и отрешённости, постоянно носят циничные маски и боятся показать истинные чувства и желания…

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр  Островский «Гроза»«Странную”Грозу” (2016) поставил Андрей Могучий в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Волнующую своей отстраненностью от привычных культурных схем и оппозиций. Он словно “вынул” драму Островского из добролюбовско-григорьевского идеологического контекста и связанного с ним старинного спора европеистов и русофилов, прогрессистов и охранителей. В зачитанной до дыр и заигранной до штампов пьесе он разглядел ее мифопоэтическую основу и опрокинул действие в пространство сценической мифопоэтики». (Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал»)

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр  Островский «Гроза»Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. В целом, по замыслу режиссера, его «ГРОЗАГРОЗА» о любви: «Я не знаю, любовь – это небесная кара или награда, высочайший в жизни смысл, подарок? Наверное, подарок, попытка соединить эти два разнополых существа, живущих параллельно, а в любви эти параллели пересекаются. И «ГРОЗАГРОЗА» про это, а не про «темное царство».
«Гроза» – не просто великая пьеса великого драматурга. Это фактически единственная великая русская трагедия, которая остается актуальной уже более полутора веков.

Используемая литература:

8Р1:92
О 777 Х
М-235919–Ч-6
М-242542–КХ
Холодов, Е. Г. Драматург на все времена : [об А. Н. Островском] / Е. Г. Холодов. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1975. – 424 с.

83.3Р1
О-777 Ж
К-395935–ОЧЗ
К-397439–Ч-6
Журавлева, А. И. Театр А. Н. Островского : книга для учителя / А. И. Журавлева, В. Н. Некрасов. – Москва : Просвещение, 1986. – 208 с.

792
З-783
Д-146492–Ч-6
К-497677–Ч-6
Зограф, Н. Г. Малый театр в конце XIX – начале XX века / Н. Г. Зограф ; АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – Москва : Наука, 1966. – 603 с., 8 л. ил. : ил.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать в ЛитРес*

 *Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Читать в ЭБС Лань

 Материал подготовила Елена Белокопытова, 
ведущий библиотекарь ОЛИ

 

 

Наверх