Андре Жид

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

 
Один из законов жизни гласит, что как только закрывается одна дверь, открывается другая. Но вся беда в том, что мы смотрим на запертую дверь и не обращаем внимания на открывшуюся.
Андре Жид

Жид в большей степени, чем кто-либо из его современников, был человеком контрастов... Вот почему его творчество создает впечатление непрерывного диалога, в котором вера постоянно борется с сомнением, аскетизм – с жизнелюбием, а дисциплина – со стремлением к свободе.
А. Эстерлинг, член Шведской академии. Из речи на церемонии награждения Нобелевской премией, 1947 г.

Литературный календарь ЧОУНБ, Андре Жид

 Андре Поль Гийом Жид – известный французский романист, публицист, эссеист, критик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Андре родился в Париже в семье потомственных гугенотов Поля Жида, профессора права Парижского университета, и Жюльетты (Рондо) Жид. После смерти отца в 1880 г. Жид воспитывался матерью-кальвинисткой, посвятившей ему всю жизнь. Из-за слабого здоровья юноша не получил систематического образования: он посещал различные школы, занимался с репетиторами дома. Позднее, обучаясь в протестантской средней школе в Париже, у него появился интерес к литературе, особенно к древнегреческой поэзии. Взросление, осложнённое колебаниями между порывами чувственности и жаждой чистоты, нашло отражение в лирической прозе Жида. Первое произведение – «Записные книжки Андре Вальтера» («Poesies d’Andre Walter»,1890), опубликованное двадцатилетним автором, – носит автобиографический характер и основано на его дневниках.

С 1891 по 1893 г. Жид пишет очерк и две повести. «Трактат о Нарциссе» («Le Traite du Narcisse», 1891) Оскар Уайльд оценил как законченное «символистское произведение». К этому же направлению принято относить «Стихи Андре Вальтера» «Опыт любви» («La Tentative amoureuse», 1893), «Путешествие Уриана» («Le Voyage d’Urien», 1893). И хотя произведения эти читательского успеха не имели и до 1909 г., когда появились «Тесные врата» («La Porte etroite»), Андре Жид был широкой публике неизвестен, в кругу литераторов он постепенно приобретал славу восходящей звезды. Маститые мэтры французской литературы усмотрели за неопытностью юного писателя незаурядное дарование. Поль Валери, Стефан Малларме, Морис Баррес приняли его в свой круг, ввели в литературу.

Переломным в биографии начинающего писателя стал октябрь 1893 г., когда по совету врачей он совершил длительное путешествие на юг в Тунис, Алжир, Италию. Культ солнца, здоровой плоти, чувственных наслаждений, которые черпались вне общеприня­тых норм морали, раскрепостили потомка протестантов и привели к рождению новой личности и новой темы у писателя. Публикация книги «Болота» («Paludes», 1895) подвела итог символистским увлечениям раннего периода. «Болота» – это и сатира на удушающую атмосферу, пронизывающую духовную жизнь конца века, когда аффектация чистоты и высоких помыслов достигла невротического предела, и опосредованный ком­ментарий ко всему, что было написано ранее. Не случайно классик структурализма Р. Барт увидел в «Болотах» начала европейского модернистского романа XX в.

Но если в «Болотах» Андре Жид дал уроки писателям последующих десятилетий, то в «Яствах земли» («Les Nourritures terrestres», 1897) он предложил программу жизни молодому поколению. Книгу называли «Евангелием свободы», «прокламацией юных», «отпущением греха». «Яства» пронизывает философия гедонизма, объявляющего на­слаждение целью жизни. В трактовке писателя освобождение молодых людей от тягостных норм общественной и моральной жизни провозглашались долгом по отношению к самим себе, условием полноценного развития. Впоследствии он отказался от гедонизма в пользу самодисциплины. Уже в драме «Саул» («Saul», 1899) и повести Имморалист» («L’lmmoraliste», 1902) Жид осудил вседозволенность и эгоизм, снискав своей непоследовательностью имя «неуловимого Протея», способного к самым удивительным перевоплощениям.

1899–1907 гг. – стабильный и плодотворный период в творческой биографии А. Жида. Одна за другой выходят книги: «Плохо прикованный Прометей», «Филоктет», «Эль Хадж», «Письма к Анжеле», «Царь Кандавл» и многие другие. В январе 1907 г. Жид за пятнадцать дней пишет «Возвращение блудного сына».

С 1902 по 1919 г. Жид опубликовал четыре небольших психологических романа, которые он назвал «recits» – «историями»: «Имморалист» («L'lmmoralist», 1902), «Тесные врата» («La Porte etroite», 1909), «Изабелла» («Isabelle», 1911) и «Пасторальная симфония» («La Symphonic pastorale», 1919). Многие читатели и литературоведы сходятся во мнении, что эти романы, в которых разрабатывается тема борьбы личности за самовыражение, принадлежат к числу лучших произведений писателя.

Накануне войны Жид опубликовал «соти» «Подземелья Ватикана» (“Les Caves du Vati­can”, 1914). Герой Лафкадио, молодой красавец, свободный от привязанностей и воспоминаний, провозгласил, как Родион Раскольников, право на свободный выбор и совершил немотивированное убийство – «бескорыстное действие». Соти продемонстрировало одновременно и близость писателя к Достоевскому, чей художественный опыт он ценил чрезвычайно высоко, и демонстративный разрыв в сюжете причин и следствий – принципы эстетики, вскоре позаимствованные сюрреалистами.

Этические поиски в сложной обстановке 20–30-х годов приводили Андре Жида то к религии, то к идеям социализма, то вновь к попыткам опереться на индивидуализм. Путешествия в колониальную Африку, ужаснувшую его нищетой аборигенов и хищничеством монополистов, попирающих нравственные законы во имя прибыли, породили ряд публикаций: «Путешествие в Конго» («Vc.y age au Congo», 1927), «Возвращение с озера Чад» («Le Retour du Thad», 1928) и др., вызвавших общественный скандал.

Эссе «Достоевский» (1923), роман «Фальшивомонетчики» («Les Faux-Monnayeurs», 1925), «Дневник фальшивомонетчиков» («Le Journal des faux-monnayeurs», 1926) вместе с изданными ранее «Болотами» можно считать этапом развития европейского современного романа. Влияние «Фальшивомонетчиков» сравнивают с воздействием на литературу XIX в. «Вертера» Гете и «Рене» Шатобриана. Необычной оказалась прежде всего позиция автора, изображающего одновременно события и усилия романиста воссоздать эти события на бумаге. Такой «роман в процессе его написания» на 30 лет обогнал «школу нового романа», представленного во Франции второй половины столетия целой плеядой знаменитых писателей-модернистов. Благодаря «Фальшивомонетчикам» Жид получил международное признание, стал считаться одним из выдающихся писателей XX века. Этот главный и «единственный» роман Жида был задуман как продолжение «Подземелий Ватикана», но стал совершенно самостоятельным произведением. Его основная идея – подмена, обесценивание, инфляция – реализуется в сложном сцеплении человеческих связей.

Но в эти годы писатель создавал не только публицистику. «Школа жен» («L’Ecole des femmes», 1929), «Робер» («Robert», 1930) и другие произведения выходили почти одновременно с частями «Дневника». С 1932 г. началась публикация полного собрания сочинений писателя.

Литературный календарь ЧОУНБ, Андре ЖидПоездка в 1932 г. в Берлин и резкое неприятие национализма заставили Андре Жида обратиться с надеждой к СССР, в котором ему хотелось видеть противовес фашизации Европы. Политическая активность Жида выразилась также в его работе в Комитете писателей-антифашистов (1933–1934), участии в Первом международном конгрессе в защиту культуры (1935), поездке в СССР, куда он был приглашен в 1936 г. 20 июня 1936 г. Андре Жид, присутствуя на трибуне мавзолея Ленина вместе со Сталиным и другими руководителями компартии, произнес речь по поводу кончины Максима Горького, в которой признавал идею связи литературы и политики. Однако симпатии к советскому режиму оказались непрочными. И хотя вскоре опубликованная книга «Возвращение из СССР» («Le Retour de URSS», 1936) содержала лишь осторожные негативные оценки, неприятие в ней культа личности Сталина резко изменило отношение к писателю в Советском Союзе. Его произведения не переводились более полувека. Разочарование в идее социализма, политические события, смерть в 1938 г. жены Мадлен заставили писа­теля почувствовать себя «совершенно одиноким». «Утрата вкуса к жизни» отразилась в «Дневнике» Жида, который, подобно «Опытам» Монтеня, играет во французской литературе роль не столько личного документа, сколько произведения философского и психологического.

Литературные занятия Андре Жида военных лет оказались связанными с театром. Он написал трагедию «Тезей» («Thesee», 1944), по просьбе Жана-Луи Барро перевел шекспировского «Гамлета». После войны Ж. работал над оперными либретто и киносценариями, переделал для сцены «Процесс» Кафки и театральный фарс «Подземелье Ватикана». До последних дней Жид оставался в гуще европейской культурной жизни – путешествовал, выступал на конгрессах, участвовал в создании новых журналов. Летом 1947 г. он был избран почетным доктором Оксфордского университета, а осенью получил Нобелевскую премию по литературе «за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

В феврале 1951 г. Андре Жид дописал последние страницы книги «Да будет так, или Ставки сделаны» («Ainsi soit-il ou les Jeux sont faits») и через несколько дней скончался. Произведения Жида продолжали выходить и после его смерти. Переписка с самыми выдающимися писателями, философами, художниками – Полем Валери, Франсуа Мориа­ком, Полем Клоделем, Жаком Маритеном, Роже Мартен дю Гаром – дает представление о жизни целой эпохи. И сам Андре Жид был эпохой в литературе XX столетия. Он называл себя «человеком диалога» и был им в том смысле, что сумел понять и выразить сложное многоголосие века, но также его преемственность от прошлого. Создатель новой формы романа, Жид стал, по выражению французского критика Буадефра, «последним среди классиков и первым среди модернистов» в современной французской литературе.

Начавшаяся война, национальный раскол и предательство французского правительства, оккупация Франции вынудили писателя к отъезду с родины. Когда пушки отгремели, Андре Жид более ничего не писал – он просто устал и разуверился...

В это же время он становится героем нескольких документальных фильмов, один из которых, «С Андре Жидом», был снят его другом Марком Аллегре.

В 1950 г. Жид выпустил последний том своего «Дневника» («Journal»), охватывающий период с 1939 по 1949 г. В «Дневниках», начатых в 1889 г. и состоящих в общей сложности более чем из миллиона слов, отразилась вся его жизнь.

В феврале 1950 г. Жид приезжает в городок Жуан-ле-Пен на Лазурном берегу, где живет на вилле «Синяя птица». Возвратившись осенью в Париж, он принимает участие в репетициях спектакля по «Подземельям Ватикана» в «Theatre-Francais», премьера кото­рого превращается в настоящий апофеоз автора.

19 февраля 1951 г. Андре Жид умирает в Париже от воспаления легких. Последняя, вышедшая из-под его пера фраза была такой: «Мое собственное нахождение на небе... не должно заставлять меня находить зарю менее красивой». А его последние слова: «Я боюсь, чтобы мои фразы не оказались грамматически неточными» и «...всегда происходит борьба между разумным и тем, что им не является».

Цитаты:

В каждом человеке таятся восхитительные возможности. Верьте в свои силы и в свою юность. Научитесь беспрестанно повторять себе: «Всё зависит от меня».

Уметь освободиться – это ничто, трудно уметь быть свободным.

                                                                                                                           «Имморалист»

Работай и сражайся – и никогда не смиряйся со злом, которое ты способен побороть. Дерзайте быть самими собой.

На другой день после смерти Андре Жида Франсуа Мориак получил телеграмму, посланную «с того света» и подписанную «Андре»: «Ада нет – ТОЧКА – можешь жить в свое удовольствие – ТОЧКА – сообщи Полю Клоделю – ТОЧКА».

«The true hypocrite is the one who ceases to perceive his deception, the one who lies with sincerity». ­– André Gide

«Envying another man's happiness is madness; you wouldn't know what to do with it if you had it». – André Gide

В течение многих лет мой голос представлялся мне гласом вопиющего в пустыне, позже я думал, что обращаюсь к очень немногим; но вы доказали мне сегодня, что я был прав, когда верил в преимущество узкого круга читателей... Вы подали свой голос не столько за мой труд, сколько за тот независимый дух, который витает в моих книгах, за тот дух, который в наши дни подвергается всевозможным нападкам.

          Из ответа А. Жида на присуждение Нобелевской премии Шведской академии

 

Цитаты о творчестве писателя:

Он не уставал учить нас, что можно сказать все что угодно, лишь бы это было хорошо сказано. Слава Жида с годами не потускнела.

                                                                                       Жан-Поль Сартр

Репутация Жида «...как одного из самых крупных писателей нашего [XX] столетия со временем только возросла».

                                                                                         А. Лесли Уилсон

Источники:

Андре Жид (Gide) 1947, Франция // Всемирная литература : Нобелевские лауреаты : иллюстрированный учебник для студентов высш. учеб. заведений гуманитар. направления (бакалавриат, магистратура) / Мандель Б. Р. – Москва : Берлин, 2014. – С. 186–207.

Жид Андре (Gide, Andre) // Зарубежные писатели : биобиблиографический  словарь: в 2 ч. Ч. 1. А – Л / под ред. Н. П. Михальской. – Москва, 1997. – С. 313–317.

Нобелевская премия по литературе  1947. Андре Жид : (1869–1951) [сайт] // Лауреаты Нобелевской премии. – URL: http://nobeliat.ru/laureat.php?id=42 . – Текст: электронный

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Материал подготовила Наталья Харитонова,
вед. библиотекарь ИБО

Наверх