Даниил Гранин «Искатели»

 Литературный календарь – 2019: читаем книги

                         Книга-юбиляр – 65 лет

Мои герои были моими друзьями и сослуживцами. Я рассказывал о том, что делал, чем занимался сам и мои товарищи… Я взял историю создания одного реального прибора и реальные страсти, которые разгорались вокруг него. Но меня занимал не столько прибор, столько те, кто его делал. Начав писать о них, я начал по-иному осмыслять наши поступки, внимательней приглядываться к окружающему. Это было интересно, непривычно.
Даниил Гранин

Богатство затронутых автором тем, надежность его мастерства – все это заставляет нас видеть в этой книге один из самых правдивых романов о сегодняшней науке в Советском Союзе.
Режи Бержерон, критик

Литературный календарь ЧОУНБ, Даниил Гранин «Искатели»

«Искатели» (1954) – первый роман российского прозаика, Героя Социалистического Труда Даниила Александровича Гранина, принесший ему известность. Писатель впервые обратился к теме науки, ставшей одной из ведущих в его творчестве, в 1949 г. в рассказе «Вариант второй». Роман – дебют в большой эпической прозе – писался в ту переломную эпоху, когда в стране и в литературе происходили сложные перемены, многое пересматривалось заново, намечались новые пути. Работа над «Искателями» велась в 1951–1954 гг. Первая публикация – журнал «Звезда» (1954, № 7–8). В 1955 г. – отдельное издание и перепечатка в «Роман-газете».

В автобиографии Д. А. Гранин писал: «Вскоре я поступил в аспирантуру Политехнического института и одновременно засел за роман «Искатели». Вышла к тому времени многострадальная моя книга «Ярослав Домбровский». По молодости, когда сил много, а времени еще больше, казалось, что можно совместить науку и литературу. Но не тут-то было. Каждая из них тянула к себе все с большей силой и ревностью. Каждая была прекрасна, надо было выбирать. Вышел роман «Искатели». Он имел успех. Появились деньги, можно было перестать держаться за свою аспирантскую стипендию. Но я долго еще тянул, чего-то ждал, читал лекции, работал на полставки, никак не хотел отрываться от науки. Я писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве, это была моя тема, мои друзья, мое окружение. Мне не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Я любил этих людей – моих героев, хотя жизнь их была небогата событиями. Изображать ее внутреннее напряжение было нелегко. Еще труднее было ввести читателя в курс их работы, чтобы читатель понял суть их страстей и чтобы не прикладывать к роману схемы и формулы».

В романе заново разрабатывались мотивы, характерные для самых ранних повестей и очерков, центральные для творчества Гранина темы, связанные с научной жизнью, прежде всего, тема моральной ответственности ученого-новатора. Но именно это сходство разительно подчеркивает те перемены, которые претерпевало его творчество. Это тема ученых, изобретателей в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. «Тема науки, научного творчества, жизнь инженеров, ученых стала для меня близкой, поскольку была связана с моей профессией, – свидетельствовал Гранин. Роман «Искатели» я писал, работая в Ленэнерго, а затем в институте… Мне казалось, что я лишь записываю происходящее. Теперь-то я понимаю, что, конечно, я отбирал материал, как то изменял его… Жизнь ученых – материал неподатливый. Она отличается скрытностью чувств, невидимыми, да и мало понятными миру слезами и восторгами».

Литературный календарь ЧОУНБ«Искатели» – роман о нелегком пути новаторов, критически изображающий действительность, в то же время проникнут оптимизмом и романтикой. В произведении, продолжая тему нравственного выбора, писатель противопоставляет подлинных ученых и людей, которые рассматривают науку как фундамент личного благоденствия. В романе передана красота научного творчества, изобретательства, поэзия приборов, созданных инженерной мыслью, «умных» машин.

Главное действующее лицо романа – молодой научный работник Андрей Лобанов. В нем соединяются «самая притягательная из всех человеческих страстей» и не покидающее его ни на минуту сознание цели науки – человеческого блага. Став во главе лаборатории, сплачивает ее работников в борьбе против отсталости, недобросовестных и равнодушных бюрократов, карьеристов. Лобанов думает о том, как передать своим лабораторным коллегам высокое чувство, какое владеет им самим: «Показать бы им, сколько красоты в будничной, но настоящей лабораторной работе, какой требует она фантазии, силы воли, какие здесь возможности». Андрей – одержимая натура творческого склада, самостоятельной и смелой изобретательской мысли. Благополучный и удачливый, он ворвался шумно, стремительно в среду героев производственной прозы конца 40-х начала 50-х гг. и в застоявшуюся дремотную скуку своей лаборатории. Все в нем было: порыв и напор, энергия и воля, деятельная жажда творчества. И все оборачивалось вызовом. Не просто косности и рутине, потребительству и приспособленчеству, с которыми он воевал на страницах романа. К своему научному открытию – созданию локатора, находящего повреждения в кабельной сети, – герой шел через ошибки и поражения. И не только наставлял коллектив подчиненной ему лаборатории, но и сам у него учился, что было почти несвойственно тогдашним литературным героям из руководящей номенклатуры. Лобанов неутомимо трудился над локатором еще и потому, что идея изобретения пришла после боя, в котором погиб фронтовой друг. Борьба за создание локатора нового типа оказывается одновременно и борьбой за человеческие души. Решительность в отстаивании своих взглядов, умение подчинять свои интересы интересам коллектива единомышленников – у одних и тщательно скрываемых тщеславие, карьеризм, невежество – у других. Отчетливо заявленное едва ли не с самого начала романа противопоставление двух бывших однокашников, двух друзей студенческих лет Андрея Лобанова и Виктора Потапенко – одна из движущих «пружин» произведения. Позже один поставит свое дело на пользу людям, а другой из чужого дела постарается извлечь максимальную пользу для себя. Другая – более важная – отношения, складывающиеся в одной из лабораторий. Рядом с ними живут другие линии сюжета, важные для характеристики общей атмосферы, в которой происходят основные события: Лобанов – Рита – Нина Цветкова – Марина; Лобанов – Борисов; Лобанов – Майя Устинова; Саша Заславский – Нина Цветкова; Лобанов – Григорьев – Тонков и ряд других.

Коллектив электролаборатории отличает широчайший спектр настроений, раздумий, поступков. Изображение этих «реальных страстей», разгоревшихся в процессе работы над локатором, составляют лучшие страницы «Искателей». Борьба вокруг локатора не только не заслоняет человека, но и обнажает серьезные внутренние противоречия в поведении героев, профессиональные споры; борьба научных школ и мнений интересуют художника, прежде всего, своей моральной стороной. «…У Потапенко вся его работа служит его собственным интересам. Он никогда не думает о деле, а всегда о себе». Эти слова Андрея о своем бывшем приятеле передают его суть – карьеризм и честолюбие. Он против нового, против «искателей», потому что в новом таится угроза его комфорту. Устоявшееся, неподвижное, уже завоеванное – это нечто стабильное, прочное, а в новом всегда таится тревога и опасность. Лобанова, в отличие от Потапенко, мысль о том, как бы занять более высокую ступеньку служебной лестницы не беспокоит: от «комплекса» Потапенко он свободен, его поступками движут стремление принести пользу обществу и неуемная жажда творить. Подобно Корсакову, не постеснявшемуся заявить в глаза карьеристу и приспособленцу Агаркову: «Я вас могу представить себе кандидатом, даже доктором… но ученым – да еще советским – никак!!» – Лобанов с первых же месяцев занятий в аспирантуре твердо усвоил: «…дело не в том, защитит ли он диссертацию, а в том, удастся ли ему стать ученым».

Весь драматизм сюжета связан с изобретением локатора, произведение написано с отличным знанием дела. «Искатели» – роман не об изготовлении одного конкретного прибора, а о людях и делах, о героях научно-технической революции.

Лобанов дан писателем и в сложных коллизиях любовных отношений. Личная жизнь Лобанова – тоже искания, с ошибками и огорчениями, с неудачами и победами. Эти трудные искания личного счастья, подлинного, не мнимого, счастья, которое было бы истинной ценностью жизни, «вписываются» в общий сюжет вполне органично и не являются средством для «оживления» повествования. Лобанов чувствует прелесть настоящей поэзии, понимает красоту природы. И это нисколько не мешает ему постигать поэзию научного творчества. Любанов принимается руководить лабораторией без всякого опыта, в одиночку берется решать свои задачи и вскоре восстанавливает против себя почти всех. Он переоценивает собственные силы, что противоречит тезису самого Лобанова, что научно-техническое творчество – результат усилий великого множества людей: «Не любят его – вот в чем суть… мучительно обдумывая случившееся, Борисов увидел ту полосу отчуждения, которая постепенно отдаляла Лобанова от коллектива, обрекая его на одиночество…».

«Искатели», а затем «Иду на грозу» стали в нашей прозе теми первыми романами, которые предугадали, предвосхитили задолго до того, как аббревиатура НТР, отвечая потребности, а не моде времени, прочно вошла в философский, экономический, социальный и даже эстетический, литературоведческий обиход. «Мало признать, – пишет уже в наши дни критик В. Оскоцкий, – что роман выдержал испытание временем. С дистанции прошедших лет и в перспективе всего писательского творчества многое в нем открылось заново, увиделось лучше, полнее и глубже, чем представлялось раньше, при первом чтении. Здесь завязь ряда сквозных тем, конфликтов, характеров, которые возникнут затем и в других романах и повестях Даниила Гранина».

Автор одной из работ об «Искателях» – «Изобретатели и приобретатели» А. Гурвич сравнил Потапенко с бальзаковским Эженом Растиньяком: «…Потапенко – это Растиньяк наших дней, пропущенный сквозь строй новой жизни и до неузнаваемости преображенный ею».

Ю. Кузьменко в книге «Мера истины» (1972) утверждает, что в романе наряду с другими достоинствами, «намечены характеры». По мнению критика, Потапенко, Долгин, Тонков связаны с определенными жизненными обстоятельствами и готовы действовать по логике вещей, а не в силу врожденной нравственно-психологической природы.

Литературный календарь ЧОУНБ, Даниил Гранин «Искатели» «Искатели» высоко оценены не только отечественной критикой, но также и за рубежом. Режи Бержерон, критик газеты «Юманите», заметил, что Д. Гранин «откровенно пишет об ошибках, слабых сторонах, заблуждениях, критикует, когда это нужно, но это не заслоняет у него целого…. Гранин дает правдивую картину описываемой им среды». Во французском еженедельнике «Франс нувель» от 4 декабря 1958 г. сказано о романе: «Произведение Гранина – урок оптимизма, урок веры в человека… Гранин не скрывает недостатков, не устраняет их взмахом волшебного жезла. Искателям ничего не дается без борьбы. И самое важное – это то… что человек может отдать все силы ради цели, сознавая, что она достижима». Это вера в человека, в могучие жизненные силы страны, способные преодолеть любые препятствия на путях исторического прогресса, действительно образуют внутренний пафос книги. Д. Гранин писал: «…мне казалось, что успехи науки, и прежде всего физики, преобразят мир, судьбы человечества. Ученые-физики казались мне главными героями нашего времени».
Роман «Искатели» экранизирован в 1956 г. на киностудии «Ленфильм». Режиссер Михаил Шапиро.

Цитаты:

Бескорыстие в науке – это идеал, а идеал влечет к себе немногих. У нас это называется прогрессом.

Всякое чувство должно питаться жизнью, действием, иначе оно умирает. Любовь тоже не может жить одними мечтами.

Если мы встретимся, к чему нам фотокарточки. Если разлюбим, тогда тоже ни к чему.

Славно быть руководителем…всякую минуту чувствуешь свою полезность на земле. Многие боятся ответственности – вздор! Мне смешно смотреть на таких. Люди доверяют тебе. Без тебя дело не идет. Принимай решение… ты один-разъединственный можешь его принять. У тебя все ключи и секреты.

А за всеми этими котлами – люди, характеры. Кому нужно денег побольше заработать – идеалами сыт не будешь. Кто завидует, кто подсиживает приятеля. Кто-то берет взятки, да. Да, совсем как у Чехова… знаешь, каждый доволен своим умом, и никто не доволен своим положением…

Отзывы читателей

Книга читается легко. Героям, сталкивающимся с человеческой тупостью, завистью, с абсурдными решениями бюрократов разного уровня, искренне сопереживаешь. До странности много общего между описанными Граниным событиями и сегодняшними реалиями. А ведь прошло больше пятидесяти лет. Государства того нет, идеологии той нет, плановой экономики нет, а пороки людей все те же.

bro

Первый раз прочитала эту книгу еще в студенческие годы, когда мнила себя научным работником. Через несколько лет перечитала. И вот опять. Не знаю, но эта книга меня не отпускает. Все очень обыденно, простой и понятный язык... Сцены лабораторной работы, эксперименты в поисках решения проблемы... Обычная человеческая жизнь без всяких выкрутасов и выпячивания собственного «я». Физики, амперметры, электрический ток, прорыв электрических сетей... Поиски любимой женщины... Читается очень легко и оставляет приятное послевкусие.

TormeySemantemes

Именно отношения между людьми, а не техническая часть, ставятся в приоритет этого произведения. Лучшие человеческие качества выведены ярко, хоть и немного наивно и читатель на всем протяжении книги сопереживает главному герою и борется вместе с ним. Бюрократия, чиновники, фальсификаторы от науки – все это не потеряло значение и в наши дни. Написана эта вещь крайне увлекательно, я ее прочел, учась еще в школе, и перечитываю до сих пор. Язык автора, его интеллигентность, способность увлечь за собой читателя, делают эту книгу поистине выдающимся произведением.

Папарамба

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Источники:

83.3Р6
Р 893
Д-273258-БО
Гранин, Даниил Александрович / Л. А. Финк // Русские писатели 20 века : биографический словарь / составитель П. А. Николаев. – Москва : Большая Российская энциклопедия : Рандеву-АМ, 2000. – С. 209–210. – (Серия биографических словарей). – Библиография в конце статей.

83.3Р6
П 343
К-520360-БО
Даниил Гранин // Писатели России : автобиографии современников : сборник / редактор М. В. Воронов. – Москва : Гласность, 1998. – С. 155–160 : портр.

К-469735-КХ
В творческом мире Даниила Гранина / В. Оскоцкий // Собрание сочинений : в 5 т. / Даниил Гранин. – Ленинград : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1989. – Т. 5: Искатели : роман. Повести. Эссе. – 1990. – С. 720–750.

М-333716-КХ
М-336977-КХ
Старков, А. Н. Нравственный поиск героев Даниила Гранина / А. Н. Старков. – Москва : Художественная литература, 1981. – 199 с.

К-152539-КХ
К-156030-КХ
Роман об искателях // Даниил Гранин : очерк творчества / Л. А. Плоткин. – Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1975. – С. 47–72.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

 

Наверх