Генрик Ибсен «Кукольный дом»

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

               Книга-юбиляр – 140 лет

…Нужна революция человеческого духа.
Генрик Ибсен (из писем)

Женщина – самое могущественное существо в мире. От нее зависит направлять мужчин туда, куда захочет господь бог.
Генрик Ибсен

Нам, русским, Ибсен ближе, чем кажется с первого взгляда, потому что мы, более чем кто-нибудь, приготовлены к восприятию его идей, благодаря утонченному психологическому анализу, к которому нас приучил Достоевский, и новому Богоискательству, к которому нас подвел Соловьев.
Инна Аполлонская-Стравинская, актриса

Литературный календарь ЧОУНБ, Генрик Ибсен «Кукольный дом»

Пьеса знаменитого норвежского драматурга, поэта, публициста Генрика Ибсена «Кукольный дом», вошедшая в число лучших произведений мировой драматургии, издана в 1879 г. Впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене, обошла театры мира, вызвав горячие споры. На русский язык пьеса впервые была переведена в 1883 г., одна из первых пьес Ибсена ставилась на русской сцене под названием «Нора» (1883).

Центральной темой произведения является положение женщины в обществе, но сюжет не исчерпывается этим вопросом. Речь идет о свободе человеческой личности в целом. За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б. М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер. Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда». Есть сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом». Ибсен с самого начала был в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давать житейские советы. Проблеме брака и положению женщины посвящено большинство произведений Ибсена этого периода.

Сюжет пьесы разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в пьесе – внутренняя динамика. Прежде всего, это касается характера Норы, которая из «жаворонка» и «бельчонка» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо. Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами. Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров героев пьесы. Основные персонажи – Нора, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, доктор Ранк, сосед и друг семьи. Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» – миру видимого, во многом призрачного благополучия. Нора – главная обитательница «кукольного дома», пытавшаяся поддерживать в нем «порядок».

Нора живет «кукольной жизнью». Ее роль в семье сводится к тому, чтобы хранить уют и поддерживать хорошее расположение мужа. Нора – «куколка» для мужа. Нора и «куколка», из которой образуется другое существо – бабочка. Места бабочке в кукольном доме уже быть не может, потому она вылетает на волю. Жизнь Норы вовсе не идиллична. Нора, ждавшая чуда – проявления любви, сочувствия и великодушия, прозревает, осознает иллюзорность и фальшь мещанской идиллии, царившей в их семье до кризисных событий. Она говорит мужу: «Я была здесь твой куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами…». Нора уходит из дома в ночь, чтобы начать новую жизнь. Уютный, нарядный и радостный дом адвоката Хельмера оказывается декорацией, за которой скрываются его грубый эгоизм и страдания Норы. Ибсеновская женщина бежит из удушающего благосостояния буржуазной патриархальности, понимая, что обрекает себя на одиночество, но она не в силах больше играть роль счастливой хозяйки «кукольного дома».

Литературный календарь ЧОУНБ, Генрик Ибсен «Кукольный дом»Хельмер – самый яростный хранитель устоев кукольного дома. Разрушители благополучия кукольного дома, пришедшие извне, – Фру Линне и Крогстад. Причем Фру Линне – разрушитель последовательный. Именно в этом образе транспортируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает. Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую, в пьесе речь идет об освобождении человека, не зависимо от пола, от навязанных социальных условностей. Все здесь пытаются освободиться от чего-то. Хельмер – от косности восприятия мира, доктор Ранк – от страха перед скорой смертью, Крогстад – от шлейфа неблаговидного прошлого, Фру Линне – от одиночества и никчемности существования.

Отличительной чертой драмы Ибсена является переведение социальных противоречий в нравственные. Основное внимание сосредоточено на том, как воспринимает Нора свои поступки и поступки окружающих, как меняются ее оценки мира и людей. Ее страдания и ее трудное прозрение становится основным содержанием произведения.

В психологической драме Ибсена большая роль отводится символике. Символично название пьесы. Символика поддерживается целой системой «игр»: Нора играет с детьми, с мужем и с доктором Ранком, они, в свою очередь, ведут игру с ней. К игре относится репетиция тарантеллы и история с миндальным печеньем. Все это подготавливает читателя и зрителя к финальному диалогу Норы и Хельмера, где она упрекает мужа и отца за то, что ее превратили в игрушку, а она сделала игрушкой своих детей, продолжая традицию всеобщей игры. Символ «кукольный дом» указывает на основную идею драмы – на забвение человеческого в человеке. Символика дает еще и эмоциональное объяснение: «кукольный дом» – это что-то ненастоящее, ущербное.

«Кукольный дом» – произведение чрезвычайно смелое для своего времени – ставило вопрос о полном равноправии для женщины, хотя бы в рамках семьи. Стремление все современные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить».
Пьеса Ибсена вызывала протест у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи. В те времена уход женщины из семьи был скандалом. Пьеса начинала дискуссию, которая со сцены переходила в зрительный зал. Драматург добился того, что зритель стал его «соавтором», и его герои решали те же проблемы, которые волновали зрителей и читателей. Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности предложив немецкому переводчику такой финал: «…Нора не покидает дома. Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик. Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало после конца: Хельмер спился, дети выросли, дочь влюбилась в сына Крогстада, не желавшего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э. Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры, и супруги воссоединяются. В ХХ в. эту традицию продолжил датский драматург Э. Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967). Нора оказалась «на дне», среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.
Элемент открытия присутствует в пьесах Ибсена, как у Чехова и Шекспира, продолжая вековечную традицию мирового театра. Сделанное открытие определяет все последующие события. В «Кукольном доме» двойное открытие. Обнаруживается давняя история с поддельной подписью, и перед Норой открывается истинное положение в доме мужа. Пьеса Ибсена строится как открытие тайны, неизбежная расплата за ошибку. В пьесе это разочарование в тех, кого когда-то любили и в кого верили. Несколько персонажей вовлечены в ошибку или преступление. Нора обвиняет покойного отца и своего мужа за ту «жалкую жизнь», которую она вела, но и сама она причастна к подделке подписи.

Литературный календарь ЧОУНБ, Генрик Ибсен «Кукольный дом»В России первые переводы и постановки пьес Ибсена появились в 1880-е гг. Пьесы заняли почетное место в репертуаре русских театров, особенно Художественного, Малого и театра В. Ф. Комиссаржевской. В начале ХХ в. Г. Ибсен становится одним из властителей дум русской интеллигенции. В репертуар советского театра прочно вошел «Кукольный дом». Среди выдающихся исполнительниц роли героини кукольного дома – А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В. Ф. Комиссаржевская (1904) и С. В. Гиацинтова (1939).

Драматургия Ибсена – одна из вершин реалистической драмы и реалистической западноевропейской литературы, особенно 1870–80 гг. Она оказала огромное влияние на последующее развитие драматургии и передового театра. По убеждению актрисы Александринки Инны Александровны Аполлонской-Стравинской, именно драматургия Ибсена дает тот «благодатный материал», который способен обновить репертуар театра и вывести его из идейно-эстетического тупика…

В 2001 г. ЮНЕСКО включило рукопись «Кукольного дома», самой популярной пьесы Генрика Ибсена, в список «Память мира» (программу ООН по защите всемирного документального наследия).

Цитаты

Кто раз продал себя из-за других, не сделает этого во второй раз.

Отравленная ложью атмосфера заражает, разлагает всю домашнюю жизнь. Дети с каждым глотком воздуха воспринимают зародыши зла.

Хельмер: Нет, это возмутительно! Ты способна так пренебречь самыми священными своими обязанностями!
Нора: Что ты считаешь самыми священными моими обязанностями?
Хельмер: И это еще нужно говорить тебе? Или у тебя нет обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми?
Нора: У меня есть и другие, столь же священные.
Хельмер: Нет у тебя таких! Какие это?
Нора: Обязанности перед самой собою.
Хельмер: Ты прежде всего жена и мать.
Нора: Я в это больше не верю. Я думаю, что, прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком. Знаю, что большинство будет на твоей стороне, Торвальд, и что в книгах говорится в этом же роде. Но я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них.

Фру Линне: Я приехала сюда искать работы.
Ранк: Что же, это особенно верное средство от переутомления?
Фру Линне: Жить ведь надо, доктор.
Ранк: Да, как-то принято думать, будто это необходимо.

Фру Линне: Крогстад, а что, если бы мы, двое потерпевших крушение, подали друг другу руки?
Крогстад: Что такое вы говорите?
Фру Линне: Вдвоем, вместе на обломках будет все-таки крепче, надежнее, чем держаться порознь, каждому отдельно.

Отзывы читателей

Пьеса с таким вроде бы легким, незатейливым и простым названием (вот что-то детское...) на деле оказалась очень глубокой, тяжелой и драматической. И страшной. …человек, с которым ты живешь уже 8 лет, от которого у тебя трое детей, и для которого ты идешь на немыслимые жертвы, оказывается безнадежно далеким, чужим...

Anastasia246

«Кукольный дом» – это поучительная история о том, как порой люди (чаще всего женщины), ошибаются в выборе спутника жизни, как они готовы отдать последнее ради своей любви, могут сделать что угодно для своего мужа/жены, а по итогу никто этого не оценит и, хуже всего, осудит и не поймет.

Theona

Интересная пьеса… На протяжении большей части пьесы ты чувствуешь, что что-то в этой семье не так, за внешней гармонией скрывается совсем другое. Главная героиня действительно живет, словно в кукольном доме, где все идеально, но от этого дом не перестает быть ненастоящим, картонным. Произведение читается легко и быстро, потому что хочется узнать, во что же выльется эта история, в центре которой поначалу была ложь (во благо), а потом и настоящее (когда герои сбрасывают маски, перестают играть свои роли и просто разговаривают о своих отношениях). А закончится все тем, что кукольный домик развалится, куколка обретет свое собственное «я» и вырвется на свободу.

KatieBirdy

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Университетская библиотека

 *Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Пьеса «Кукольный дом» в Челябинском Государственном драматическом молодежном театре

Источники:

83.3(0)
Э 687
Д-273239-БО
Д-273238-КХ
Суханова, Т. Н. «Кукольный дом» / Т. Н. Суханова // Энциклопедия мировой литературы : для высших и средних учебных заведений гуманитарного профиля / под ред. С. В. Стахорского. – Санкт-Петербург : Невская книга, 2000. – С. 257–258.

83.3(3)
З-356
К-512332-БО
Храповицкая, Г. Ибсен, Хенрик / Г. Храповицкая // Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – Москва : Просвещение, 1997. – Ч. 1: А – Л. – С. 325–333.

Дмитриев, А. «Росмерсхольм» как явление «христианского театра» : актриса И. Аполлонская-Стравинская и ее книга о драме Х. Ибсена / Андрей Дмитриев // Вопросы литературы. – 2009. – № 6. – С. 404–419. – (Публикации. Воспоминания. Сообщения). – Библиография в сносках.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх