Олег Басилашвили

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

Театр…все больше стремится к развлечению, хотя, с моей точки зрения, не должен уходить с поля борьбы за честность, искренность, порядочность. Конечно, смех - это тоже важно, но и в веселых сюжетах должно быть нечто такое, что заставит задуматься, сопереживать.
Олег Басилашвили

Работать с Олегом Валериановичем – счастье для режиссера. Его артистическая натура – совершенный, лишенный какой бы то ни было фальши инструмент. Надо дать лишь верное задание, а исполнено оно будет на высочайшем уровне мастерства, с безупречным вкусом, с поразительными по наблюдениям деталями, с богатейшими интонациями.
Эльдар Рязанов

Литературный календарь ЧОУНБ, Олег Басилашвили

Олег Валерианович Басилашвили – народный артист СССР, почетный член Российской академии художеств, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат многочисленных премий, среди которых международная театральная премия Станиславского, «Золотая маска», «Ника» и др. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством», Орденом Почета и другими орденами. Снялся более чем в 150 фильмах, с 1959 года служит в БДТ, сыграл около 50 ролей в театре.

Читать в ЛитРес*
Заказать книги в ЧОУНБ

Олег Басилашвили – актер, которого мы относим к старшему поколению, корифеям отечественной сцены. Его взгляды на театр и действительность продиктованы тем опытом, который он приобрел, еще играя в спектаклях легендарного Товстоногова и в замечательных фильмах, составивших золотой фонд российской кинематографии.

Олег Валерианович Басилашвили родился в интеллигентной семье. Его мать Ирина Сергеевна Ильинская была известным в СССР лингвистом, дед – архитектором. Театром Олег был увлечен с детства и страстно мечтал стать актером. Побывав однажды в Московском художественном театре, он навсегда влюбился в театральный мир. «В театре я видел не просто прекрасный творческий мир, а множество миров, завораживающих, притягивающих», – вспоминает артист. В 1956 году он без труда поступил в школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского. Его однокурсниками были Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и Татьяна Доронина. После окончания получил распределение в Сталинград, в областной театр, из которого уволился, даже не приступив к работе. После Сталинграда актер переезжает в Ленинград и получает приглашение в Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола, а позже, в 1959 году, в Большой драматический театр им. Горького. Дебютом на сцене театра стала роль Степана Лукина в спектакле «Варвары» по пьесе М. Горького, которую актер оценивает как крайне неудачную. Однако, начиная со второй половины 60-х годов, он становится одним из ведущих актеров театра. Самыми яркими из его театральных ролей в эти годы стали роли Куклина («Океан» А. Штейна, 1961) и Андрея Прозорова («Три сестры» А. Чехова, 1965).
Сценическая галерея образов Басилашвили поражает профессионалов разнообразием приемов актерской игры, неповторимостью каждого мгновения сценической жизни персонажа. Люди талантливые, интеллигентные, чистые, но слабые духом, отрицающие путь борьбы, осознанно плывущие по течению – одна из линий творчества Басилашвили.

Особым блеском отличается его комедийное дарование актера. Вершиной его комедийного мастерства стали такие роли, как Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Джингль в «Пиквикском клубе» по Диккенсу, Лыняев и Мамаев в комедиях Островского «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Кинематографическим дебютом Басилашвили стал фильм Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста» (1956 г.). Потом были работы с Ромом в фильме «Гранатовый браслет», с Натансоном в картине «Старшая сестра». Олег Валерианович снялся также у Никиты Михалкова в фильме «Раба любви». Но настоящая слава пришла к актёру в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов. «Служебный роман», «Несколько дней из жизни Обломова», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» – благодаря блестяще исполненным ролям в легендарных фильмах, Басилашвили стал одним из любимейших советских актёров. Сыграв в кино немало схожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой: его персонажам присущи располагающая внешность, подкупающая мягкость и легкие иронические нотки.

Литературный календарь ЧОУНБ, Олег БасилашвилиУже больше шестидесяти лет Олег Басилашвили выходит на театральную сцену. Сегодня он по-прежнему действующий артист, работающий в театре, кино, на радио. Артист востребованный и необычайно популярный. «У меня есть ощущение, что БДТ крутится вокруг него. Он – центр вселенной. Он носитель здесь главного знания. Патриарх» (Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ).

18 сентября 2019 г. Большой драматический театр представит спектакль «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха: эта работа драматурга, завершенная после нескольких лет молчания, стала событием в театральном мире. Премьера приурочена к 100-летию БДТ и 85-летнему юбилею Олега Басилашвили, который сыграет главную роль Гарри Уэйда – палача, оставшегося без работы.


Цитаты:

70 с лишним лет советский театр заставляли заниматься идеологизацией общества. Все искусство и культура направлялись на пропаганду коммунистической идеологии. Но находились в театре люди, которые говорили о нормальных человеческих чувствах, пытались делать людей лучше, честнее, порядочнее, сочувственнее. К таким я могу причислить и Эфроса, и Мейерхольда, и Товстоногова, и Немировича – много-много имен.

Мне кажется, задача современного искусства – сделать так, чтобы, зарабатывая деньги, строя дом, покупая вещи, люди не забывали о том, что есть душа.

Один экономист недавно высказал очень хорошую мысль – мы сейчас живем на границе перехода в иную реальность. То, чем мы живем сегодня и жили всегда – это эллинизм, гигантская эпоха, возникшая еще до Рождества Христова. Сейчас идет слом эпохи, возникает, благодаря новым цифровым технологиям, новое мироощущение и новое совсем иное восприятие окружающего мира, пока чуждого нам. Время опасное.

Не лукавлю, когда говорю, что любой нормальный артист всегда не до конца в себе уверен. Ведь наша профессия – это испытание. И большое счастье, если ты это испытание выдерживаешь.

Читать в ЛитРес*
Заказать книги в ЧОУНБ

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Материал подготовила Татьяна Чуватина,
ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству

Наверх