Антон Чехов «Иванов»

 Литературный календарь – 2019: читаем книги

                  Книга-юбиляр – 130 лет 

Учительная пьеса… Умная пьеса! Большое драматургическое дарование.
Николай Лесков
Я лелеял дерзкую мечту суммировать все то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях, и своим «Ивановым» положить предел этим писаньям.
Антон Чехов

Литературный календарь ЧОУНБ, Антон Чехов «Иванов» «Иванов» (драма) – первое произведение Антона Чехова, поставленное на сцене.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Электронно-библиотечная система «Лань»*

Университетская библиотека*

Все, что уже найдено в прозе – тип героя, события, способы их рассмотрения – Антон Павлович Чехов переносит в драматургию. Осенью 1887 г. А. П. Чехов написал комедию «Иванов». Это была первая его пьеса, увидевшая свет рампы. Премьера ее в Театре Ф. А. Корша (Русском драматическом театре), одном из самых популярных театров Москвы той эпохи, где, в основном, ставились пьесы легкого, развлекательного характера, состоялась 19 ноября. Пьеса вызвала разноречивые отзывы критики. Созданный в период водевилей и юмористических рассказов «Иванов» явился первым произведением Чехова с трагической развязкой: самоубийство героя, происходящее на комедийном фоне. Такой контраст вызвал крайнее недоумение публики. «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисменто-шиканья, и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе», – писал автор. Постановка пьесы оставила у Чехова чувство досады и неудовлетворенности. О Корше он тогда писал: «Корш – купец, и ему нужен не успех артистов и пьесы, а полный сбор». В письмах Чехов указывал, что он стремился охватить единым осмыслением самые различные виды перемены убеждений и настроений. В «Иванове» Чехов откликнулся на ситуацию, прямо подсказанную эпохой 80-х гг. XIX века. Как герой его пьесы, драматург считал, что все русское интеллигентное общество от «возбуждения» двух предшествующих десятилетий пришло в 80-е гг. к «утомлению», утрате прежних верований.

Через год Чехов начал переработку комедии «Иванов» для постановки в Петербургском Александринском театре и дал пьесе, кончающейся самоубийством героя, подзаголовок «драма». В письме к издателю, театральному критику А. С. Суворину он писал: «В ‘‘Иванове’’ я радикально переделал 2 и 4 акты. Иванову дал монолог, Сашу подвергнул ретуши и проч. Если теперь не поймут моего ‘‘Иванова’’, то брошу его в печь и напишу повесть ‘‘Довольно’’. Названия не изменю». Изменения и поправки вносились в текст до премьеры драмы. В период работы над новым текстом Чехов подробно разъяснял смысл своего произведения (в частности, в письме к А. С. Суворину). Если ориентироваться на логику чеховского озаглавливания, то она, скорее всего, имеет персонажный заголовок.

Текст драмы впервые опубликован в журнале «Северный вестник» в 1889 г. в № 3, включен в сборник «Пьесы» (1897), вошел в издание А. Ф. Маркса. В пьесе автор ставил перед собой серьезные задачи, он хотел изобразить драму русского интеллигентного человека.

Литературный календарь ЧОУНБ, Антон Чехов «Иванов»Премьера спектакля состоялась 31 января 1889 г., который, по выражению самого автора, имел «колоссальный, феноменальный успех». Публика принимала пьесу чутко и шумно с первого акта, а по окончании третьего устроила автору, совместно с юбиляром-режиссером, восторженную овацию. Это был тот редкий для Чехова случай, когда он мог сказать, что «покоен и совершенно удовлетворен тем, что сделал и что получил». О предстоящей вечером премьере сообщалось в утренних газетах. Подчеркивается, что «в пьесе участвуют все лучшие силы Александринской труппы». Чехов присутствует на премьере. В письме он потом напишет: «…Я только прикидывался равнодушным человеком, но волновался ужасно…». После спектакля автор был настроен благодушно и писал: «После того как актеры сыграли моего ‘‘Иванова’’, все они представляются мне родственниками. Они так же близки мне, как те больные, которых я вылечил, или те дети, которых я когда-то учил…, все актеры от радости блуждали, как тени; многого не могу забыть…». 1 февраля 1889 г. Чехов присутствовал на торжественном обеде, устроенном в его честь помещиком Н. М. Соковниным, восторженным поклонником. «Вид Чехов имел сияющий, жизнерадостный, хотя несколько озабоченный размерами ‘‘ивановского успеха’’. На обеде было несколько литераторов…Обед вышел на славу, причем славили Чехова что называется во всю ивановскую, а сам хозяин, поднимая бокал шампанского в честь Чехова, в заключение тоста торжественно приравнял чеховского ‘‘Иванова’’ к грибоедовскому ‘‘Горе от ума’’...».

Литературный календарь ЧОУНБ

Театральная популярность Чехова-драматурга в то время стремительно росла. Вслед за Александринкой в сентябре 1889 г. постановку новой редакции пьесы «Иванов» вновь осуществил театр Корша, где главную роль на этот раз исполнил П. Ф. Солонин. Пресса благосклонно отозвалась об этом спектакле. Журнал «Артист» поместил рецензию театрального критика И. И. Иванова: «Исполнение такой пьесы представляет много труда, именно вследствие чрезмерно детальной вырисовки характеров и чрезвычайно тонкой психологической подкладки, но мы с радостью отмечаем тот отрадный факт, что труппа г. Корша, постепенно отучаемая от серьезной работы в лице лучших своих представителей, с честью вышла из своей задачи». Но интерес публики к спектаклю был невысок, и после пятого представления, давшего, по сообщению газеты «Новости дня», «самый печальный сбор со спектакля», пьеса была снята. Корш считал Чехова «своим» драматургом, и в истории его антрепризы всегда упоминается факт, что именно в этом театре начинал Чехов-драматург, но практически с самого начала их сотрудничества было понятно, что их взгляды на театральное искусство различны. В апреле и мае 1889 г. пьеса «Иванов» с участием В. Н. Давыдова в постановке Товарищества московских драматических артистов под руководством Н. Н. Соловцова была показана в Одессе, Киеве, Харькове. В то время артист писал Чехову: «Наш дорогой ‘‘Иванов’’ производит везде сенсацию и возбуждает самые разнообразные суждения и толки: прием ему отличный!!!»

Пьесы Чехова, опубликованные в разных изданиях, уже независимо от автора продолжали ставиться в разных театрах и в столице, и в провинции. В 1897 г. в Александринском театре в Петербурге под руководством режиссера Е. П. Карпова был возобновлен «Иванов» с Григорием Григорьевичем Ге в заглавной роли, спектакль, который с ровным успехом продержался в репертуаре театра три года.

В «Иванове», как и в юношеской драме, в центре пока один главный герой, «средний человек» Иванов, но по характеру сюжета эта пьеса содержала черты нового театра. Основные события происходят в сфере сознания героев. В «Иванове», писал Чехов, он взял «обыкновенного грешного человека» и давал еще определения, подчеркивающие его распространенность: «русский интеллигентный человек», «университетский человек» и – еще шире – «человек». Автор ставит в центр пьесы героя, в котором хотел подчеркнуть всеобщность, всесословность. Событие, определившее судьбу Иванова, невидимо, но вполне определенно: это переход его из одного мировоззренческого состояния в другое. Иванов разлюбил жену, запутался в хозяйстве, устал от собственных затей и реформ, «стал брюзгой». Всеобщей, охватывающей всех персонажей пьесы, является тема понимания-непонимания. По ходу пьесы развивается тема непонимания Ивановым того, что с ним происходит: «Не понимаю… Что же со мной?.. Не понимаю, не понимаю, не понимаю!» Чем ближе к развязке, тем настойчивее звучит эта нота, параллельно этому лейтмотиву в пьесе движется другой: «понимаю». Запутавшегося и непонимающего героя оценивают и судят окружающие, и каждый утверждает, что понимает Иванова. Чехов показывает при этом целый спектр разных видов непонимания и несправедливых оценок. Непонимание Иванова уездным обществом традиционно, в пьесе не оно движет действие. Судьбу героя пьесы определяет ложное понимание его людьми, которые, так же как и он, враждебны обывательской среде. Доктор Львов судит Иванова с позиции своей «правды», безжалостен по отношению к нему. Образом Львова Чехов давал отпор всякому узкому принципу, не учитывающему человеческий фактор – сложность, богатство, способность к изменениям живого человека.

Материалом для драматического действия Чехов взял то, что происходит в сфере сознания, вынесения оценки, формирования мнения. В этом была решительная новизна пьесы. Иванов, увидев «вещи в настоящем свете», поняв, что «погиб безвозвратно» именно потому, что прежние жизненные ориентиры утрачены, а новых нет. Совесть не позволяет ему жить «без веры, без любви, без цели», он застреливается в день своей свадьбы. И в комедии, и в драме герой уходит из жизни. Но, перерабатывая первоначальную редакцию, автор усилил элемент активности героя. Иванов стреляется именно в день свадьбы. Наделив героя таким выбором, Чехов обратился к типу драматической развязки, впервые введенной Софоклом.

Прежняя система ориентации и поведения, в правильность которой еще за год до начала действия Иванов верил, теперь кажется ему ложной, он «готов уже отрицать» все, что вчера утверждал. Начиная с «Иванова» и продолжая затем в «Чайке», Чехов последовательно проводит прием – уводит основное «происшествие» за сцену, оставив лишь отсветы его, отголоски в речах действующих лиц. В пьесе «Иванов», как и в «Дяде Ване» много значат события, произошедшие до начала действия. Работает еще один, типично чеховский, принцип художественного мышления: то комическая, то драматическая трактовка одних и тех же явлений, единая основа комического и драматического. Так было в разных редакциях «Иванова», так было в рассказах и водевилях. В читательском сознании сосуществуют два Чехова. «Трудно найти какую-нибудь связь, – писал в 1897 г. Н. К. Михайловский, – между ‘‘Мужиками’’ и ‘‘Ивановым’’, ‘‘Степью’’, ‘‘Палатой № 6’’… многочисленными мелкими рассказами».

Одним из удачных художественных выражений своего жизненного идеала критик А. Суворин считал пьесу Чехова «Иванов», главная мысль которой, по его мнению, состоит в том, что «надо жить просто, как все, и вносить свои лучшие силы, лучшие намерения в развитие этой простой, обыкновенной жизни, а не тратить их на подвиги несоразмерные…».

Отзыв А. Белого на постановку пьесы «Иванов» Художественным театром в 1904 г. лег в статью «’’Иванов ” на сцене Художественного театра» (1904), основная часть которой носит теоретический характер, связана с суждением автора о том, что отражение современной «осложнившейся реальности» ведет к потребности соединить «реальный» и «фантастический» элементы в искусстве. Ряд символистов скептически отзывались о творческой манере Художественного театра. А. Белый назвал пьесу «слабой». В драматургической стилистике постановки «Иванова» Белый видит «подчеркивание фантастического элемента в реальном, движение от обыденности к воплощению «фантастического кошмара жизни», «фантастического ужаса прошлой эпохи».

Ни одна из пьес А. П. Чехова не шла на американской сцене до 1923 г., когда Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским привез на гастроли в Соединенные Штаты Америки пьесы, в т. ч. пьесу «Иванов». Спектакли открыли американскому зрителю подлинного Чехова и оказали глубокое воздействие на развитие драматического театра в Америке. Пьесы Чехова идут на сценах театров всех континентов, прочно став неотъемлемой частью духовной культуры всего человечества.

Цитаты:

Цветы повторяются каждую весну, а радости – нет. 

Был я молодым, горячим, искренним, неглупым; любил, ненавидел и верил не так, как все, работал и надеялся за десятерых, сражался с мельницами, бился лбом об стены; не соразмерив своих сил, не рассуждая, не зная жизни, я взвалил на себя ношу, от которой сразу захрустела спина и потянулись жилы… И скажи: можно ли было иначе? Ведь нас мало, а работы много, много! 

Дай вам бог попозже умереть и не рождаться во второй раз. 

Жизнь человеческая подобна цветку, пышно произрастающему в поле: пришел козел, съел и – нет цветка. 

На этом свете все просто. Потолок белый, сапоги черные, сахар сладкий... Коли любишь – оставайся, не любишь – уходи, в претензии не будем. 

Лишние люди, лишние слова, необходимость отвечать на глупые вопросы – все это, доктор, утомило меня до болезни. 

Ходячая честность. Воды не попросит, папиросы не закурит без того, чтобы не показать своей необыкновенной честности. Ходит или говорит, а у самого на лбу написано: я честный человек! Скучно с ним. 

Отзывы читателей

… Да, Чехов гениален. Слишком он хорошо знал людей, и это знание не делало его счастливым. И в своих пьесах он оставил много загадок, которые пытаются разгадать режиссеры всего мира. 

TozziCrownless 

В этой пьесе Чехов хотел сделать главным героем самого обыкновенного человека – не злодея и не ангела. Может быть, поэтому и фамилией его снабдил самой ординарной в наших широтах. Не знаю, поэзию ли тихих ночей в этом винить, но меня произведение задело. Во-первых, это трагедия хорошего человека, который не приспособлен к жизни, чем пользуются негодяи и обманывают его, пускают о нем сплетни, приписывают свои стремления. Во-вторых, это меланхолия молодого еще мужчины, который устал телом и душой…  Финал пьесы оправдал для меня Иванова, это не слабый человек. В-третьих, это проблема честности, которая может быть не к месту. Ведь можно считать себя честным человеком и не понимать людей. 

autumn_sweater 

… Пьеса открывает много характеров и много драм. Много человеческих судеб. Очень понравился Сашин монолог в конце, разоблачающий эгоизм благодетели Львова. Сильно вышло и очень правильно. Но этот порывистый суицид... Право, они должны были пожениться. Это было бы честнее по отношению к правде жизни

Alevtina_Varava 

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Электронно-библиотечная система «Лань»*

Университетская библиотека*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:

83.3Р1
Ч-563
Ф-24322-БО
А. П. Чехов : энциклопедия : [150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова посвящается] / сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. – Москва : Просвещение, 2011. – 695, [1] с. : ил. – Кн. фактически издана в 2010 г. – Библиогр. в конце ст. 

83.3Р1
Ч-563 Л
Д-276072-БО
Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наследие, 2004. – Т. 2: 1889–апрель 1891 / [сост. И. Ю. Твердохлебов ; отв. ред. Л. Д. Громова-Опульская]. – 591, [1] с. : ил.

83.3Р1я1
Р 893
К-459681-БО
Чехов Антон Павлович // Русские писатели : биобиблиогр. слов. : [в 2 ч.] / под ред. П. А. Николаева. – Москва : Просвещение, 1990. – [Ч.] 2: М–Я. – С. 381–391.

 

Материал подготовила Наталья Удовицкая, 
гл. библиограф ИБО

Наверх