Алиса Фрейндлих

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

В театре и на съемочной площадке из простой женщины она превращается в нечто необыкновенное, властное, будоражащее душу и мысли, озаряющее людей радостью…
Марина Тимченко

Литературный календарь ЧОУНБ, Алиса Фрейндлих

Алиса Бруновна Фрейндлих – советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР, трижды лауреат Госпремии РФ, лауреат премии правительства России, почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Читать в ЧОУНБ

Смотреть в ЧОУНБ

Слушать в ЛитРес

Алиса Бруновна родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде. Ее мама в юности играла в театре, а отец был известным актером Театра рабочей молодежи. В 1937 г. мамина сестра с супругом завершали обучение в консерватории, и маленькая Алиса в возрасте трёх лет попала на их дипломный спектакль. Спустя несколько дней родители заметили, что малышка продолжала напевать мелодии из увиденной оперы. А втайне от родителей Алиса примеряла мамины наряды и сама с собою играла в «театр».

Фрейндлих всю войну провела в родном городе вместе с матерью, пережила блокаду. Перед самой войной родителям Алисы пришлось расстаться. Папа и его театр уехали в Ташкент. Так получилось, что сделал он это очень кстати, ведь в скорости началось выселение немцев с центральной части России.

После войны Алиса занималась в театральном кружке, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Именно она разглядела талант Фрейндлих и даже помогла девочке подготовиться к поступлению в театральный институт.

Литературный календарь ЧОУНБАлиса Бруновна поступила в ЛГИТМиК и с успехом его окончила. Сразу после этого она начала работать в театре им. Комиссаржевской, проработала до 1961 г., после чего вышла замуж за главного режиссера театра им. Ленсовета Игоря Владимирова, от которого у нее родилась дочь Варвара. Именно в этом театре Фрейндлих сыграла свои первые звездные роли – в спектаклях «Таня», «Ромео и Джульетта», «Мой бедный Марат», «Преступление и наказание». Также она сыграла здесь легендарную роль в спектакле «Малыш и Карлсон».

В начале 1980-х Фрейндлих стала актрисой БДТ. Ее дебютом на его сцене стал спектакль «Киноповесть с одним антрактом».

Алиса Бруновна дебютировала на экране еще в середине 1950-х, но ей постоянно доставались не очень большие роли. Ситуация изменилась в 1974 г. Тогда Алиса Бруновна сыграла главную женскую роль в картине «Анна и командор». А окончательно утвердиться в статусе киноактрисы ей помог фильм «Служебный роман». До сих пор роль "мымры" Калугиной любима многими российскими зрителями.

Литературный календарь ЧОУНБ, Алиса ФрейндлихВ 1978 г. Алиса Бруновна вместе с мужем снялась в картине по пьесе Арбузова «Старомодная комедия». А следующий год принес ей еще две прекрасные роли. В 1979 г. она поработала с Андреем Тарковским. Пусть ее роль в легендарном «Сталкере» была невелика, актриса сумела раскрыть судьбу своей героини. Также Фрейндлих сыграла королеву в саге о мушкетерах.

В 1970-х Фрейндлих удалось продемонстрировать зрителям еще и свои прекрасные вокальные данные. Вообще, Алиса Бруновна всегда прекрасно пела. У нее довольно редкое меццо-сопрано, и ее даже прочили в консерваторию. Но по совету отца она забыла об оперной сцене и стала драматической актрисой. Как оказалось, и на этом поприще ее вокальный талант не пропал – она исполняла песни и в «Служебном романе», и в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах».

В начале 1980-х Алиса Бруновна пережила личную драму – разошлась с супругом. Зато встретила своего будущего мужа – актера Юрия Соловья. В работе все было стабильно – она продолжала играть в театре и сниматься. Фрейндлих работала в разных жанрах, однако ее более привлекали драма и мелодрама («Опасный возраст», «Клетка для канареек», «Прости»). Снялась в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», где ей досталась роль матери главной героини.

В 1990-х и 2000-х Алиса Бруновна снималась гораздо меньше, в большей степени ее энергия была направлена на театр. Алиса Бруновна приняла участие в продолжении саги о мушкетерах.

Наиболее яркими киноролями Алисы Бруновны постсоветского периода стали фильмы «Подмосковные вечера» (1994) и «На Верхней Масловке» (1994).

Литературный календарь ЧОУНБФрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника». Фрейндлих досталась необычная роль – мать поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи.

В апреле 2019 г. Фрейндлих исполнила главную роль в премьере спектакля «Волнение» по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы. Новой ролью артистка отметила 35-летие своей работы в БДТ.

Цитыты:

Театр для меня – это как будто продолжение детства. Потому что мне кажется, что сценическая игра – это прежде всего такая равная детству вера в предлагаемые обстоятельства. Потому что никто так не верит в игру и в обстоятельства, которые сам себе задаёт, как дети. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у детей такое, каким мало кто из взрослых может похвалиться.

Я всегда понимала, что некрасива, а для того, чтобы играть те роли, к котором предрасположено моё нутро, мне надо было преодолеть отношение к себе, как к гадкому утёнку. Это не значит, что я сделала себя красивее, но я приучила людей к своей некрасивости. Они перестали её замечать.

Алиса Фрейндлих

…Она играет способность любить, очаровывать, презирать, прощать, пытаться помочь мужчине быть мужчиной… всегда, при любых испытаниях и обстоятельствах. И зритель живёт вместе с Алисой, любит вместе с Алисой, смеётся вместе с Алисой и умирает вместе с Алисой.

Игорь Михайлов

Используемая литература:

791.4
Ф 864
Ф-10394–Ч-6
Алиса Фрейндлих : [альбом]. – Ленинград : [б. и.], 1982. – 32 с. : ил.

792.07
Л 891
К-116624–Ч-6
Львов-Анохин, Б. А. Алиса Фрейндлих / Б. А. Львов-Анохин. – Москва : Советская Россия, 1974. – 64 с. : портр. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». Труд актера ; № 2).

85.37
А 233
К-568161–Ч-6
Агапова, И. А. Любимые актрисы «Трех мушкетеров» : от королевы Франции до шпионки кардинала: [книга об актрисах фильма «Д'Артаньян и три мушкетера»] / Ирина Агапова, Маргарита Давыдова. – Москва : Яуза : Эксмо, 2006. – 318, [1] с. : ил.

Читать в ЧОУНБ

Смотреть в ЧОУНБ

Слушать в ЛитРес

Материал подготовила Елена Белокопытова,
ведущий библиотекарь ОЛИ

 

Наверх