Яков Полонский

 Литературный календарь – 2019: читаем книги

Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную, смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества…
Иван Тургенев

Литературный календарь ЧОУНБ, Яков Полонский

Яков Петрович Полонский – русский поэт и прозаик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Яков Полонский родился 18 декабря 1819 года в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в местной гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. Будущий писатель довольно рано начал литературную деятельность. В 1837 г. он представил будущему императору Александру II свое первое стихотворение. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в «Отечественных записках» (1840), «Москвитянине» и в студенческом альманахе «Подземные ключи» (1842). Дружит с А. Григорьевым, А. Фетом, П. Чаадаевым, Т. Грановским, И. Тургеневым. В 1844 г. выходит первый сборник стихов Полонского «Гаммы», обративший на себя внимание критиков и читателей. В него вошли стихи в жанре бытового романса (такие, как «Зимний путь» или «Встреча»), который Полонский развивал и в дальнейшем.

После окончания университета Полонский жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник «Стихотворения 1845 года». В 1846 г. Я. П. Полонский переезжает в Тифлис, где поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты «Закавказский вестник». Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (публикует в газете статьи и очерки по этнографии). Грузия вдохновила его на создание в 1849 г. книги стихов «Сазандар» («Певец») и исторической пьесы «Дареджана Имеретинская». С 1851 г. Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу.

Сборники стихов поэта, изданные с середины 50-х годов, были доброжелательно встречены разными критиками. Современники оценивали его как деятели пушкинского направления и отмечали в нем честность, искренность и нежелание казаться кем-то другим. В Петербурге в 1856 и 1859 гг. вышли два сборника поэзии Я. Полонского, а также первый сборник прозаических произведений «Рассказы». В его прозе Н. Добролюбов отмечал чуткость поэта к жизни и тесное переплетение явлений действительности с восприятием автора, его чувствами.

Многие стихи Я. П. Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит…»), написанная в 1853 г., стала народной песней.

Впоследствии Б. Эйхенбаум, литературовед, отметил как главную черту романсов Полонского сочетание повествования с лирикой. Огромное количество бытовых, портретных и других подробностей позволяло отражать внутреннее состояние лирического героя.

В 1859–60 гг. Я. П. Полонский был одним из редакторов журнала «Русское слово».

В общественно-литературной борьбе того времени Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860; «Поэту-гражданину», 1864), хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И. Тургенев и Н. Страхов защищали от нападок самобытный талант Я. П. Полонского, подчеркивая его «поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию». В своих стихах «Сумасшедший» (1859), «Двойник» (1862) и других он предсказал мотивы поэзии XX в.

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы.

В 1860-е годы он пишет романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), где заметно влияние И. Тургенева. Полонский продолжал печататься в разных журналах, что соответствовало его самоощущению – он всю жизнь считал себя «ничьим», о чем писал в письмах А. Чехову.

Его интерес к поэзии вновь пробудился лишь в 1880-е годы, когда он вместе с А. Майковым и А. Фетом стал частью «поэтического триумвирата», пользовавшегося почитанием читающей публики. Вновь став знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, он собирал на так называемых «пятницах Полонского» своих выдающихся современников. Вокруг него объединялись самые разные писатели, художники, ученые. Полонский поддерживал дружбу с Чеховым, следил за творчеством С. Надсона и К. Фофанова.

В этот период он был очень популярным поэтом, вернулся к темам своей ранней лирики. Поэтическое мастерство Я. П. Полонского было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах.

В 1881 г. выходит сборник «На закате», в 1890 г. – «Вечерний звон», проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья. С 1860 и до 1896 г. Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Биография Якова Полонского – это биография автора, в жизни которого были свои трудности, но не было резких взлетов и падений. В письмах к А. Фету Полонский отмечал, что по стихам можно проследить «всю жизнь мою», и, руководствуясь этой особенностью собственного творчества, он построил свое «Полное собрание сочинений» в 5 томах, которое было издано в 1896 г. еще при жизни поэта.

Яков Петрович Полонский умер 30 октября 1898 г. в Петербурге. Похоронен поэт в Рязани.

Стихи Якова Полонского

Царство науки не знает предела,
Всюду следы её вечных побед –
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
«В альбом К. Ш…»

Поверь, не нужно быть в Париже,
Чтоб к истине быть сердцем ближе,
И для того, чтоб созидать,
Не нужно в Риме кочевать.
Следы прекрасного художник
Повсюду видит и – творит,
И фимиам его горит
Везде, где ставит он треножник,
И где Творец с ним говорит.
«А. Н. Майкову»

Счастьем вечно недовольны,
Правдой вечно смущены,
В тишину мы просим бури,
В бурю просим тишины.
«С колыбели мы, как дети...»

Источники:
Полонский Яков Петрович // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. – Москва, 1968. – Т. 5. – С.850–853.

Полонский Яков Петрович // Русские писатели : биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – Москва, 1990. – Ч. 2. – С. 159–162.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал № 5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО

 

Наверх