Александр Володин

Литературный календарь – 2019: читаем книги

Лицо без маски – вот что делает Александра Володина явлением исключительным.
Сергей Юрский

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Володин

Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия Лифшиц) – драматург, киносценарист, поэт, прозаик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Александр родился 10 февраля 1919 г. в Минске. Он рано лишился родителей, с 5 до 16 лет жил у родственников в Москве. Значительное влияние на него оказал старший брат, актер театра-студии А. Дикого – он способствовал пробуждению интереса Володина к искусству, театру. Окончив школу, Александр поступил в 1936 г. в Московский авиационный институт, но через полгода ушел. Работал разнорабочим, поучился на краткосрочных курсах в Серпухове, некоторое время учительствовал в деревне.

В 1939 г. прошел по конкурсу на театроведческий факультет ГИТИСа, но началась война. В 1944 – тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «За отвагу». Демобилизовавшись, окончил сценарный факультет ВГИКа (1949), работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Кроме служебных короткометражных сценариев, писал рассказы. В 1954 вышла первая книга Володина «Рассказы» – о судьбах молодых современников.

В 1956 г. Володин предложил Ленинградскому театру им. А. С. Пушкина (Александрийскому) пьесу «Фабричная девчонка». Открывался путь к главной сфере творчества Володина – драматургии. Пьеса принята не была. Но слух об остродискуссионном произведении привлек к «Фабричной девчонке» внимание почти 40 театров страны – первые постановки прошли в Казани, в ЦТСА в Москве, театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде. За один год Володин стал одним из самых «репертуарных» авторов. История, случившаяся в рабочем общежитии, открыла буквально «залповый выброс» в творчестве Володина. Это были пьесы «Пять вечеров» (1959, новая ред. – 1985, кинофильм Н. Михалкова – 1979), «В гостях и дома» (1960, в середине 1970-х переработана в сценарий «Портрет с дождем»), «Старшая сестра» (1961, одноименный фильм – 1967), «Назначение» (1963, переработана в сценарий в конце 1970-х, 3-я ред. – 1985, телефильм – 1988) и др. Это были киносценарии «Происшествие, которого никто не заметил» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1964), «Похождения зубного врача» (1964, одноименный фильм Э. Климова – 1965), «Загадочный индус» (второе название – «Фокусник», 1965).

В 1970 г. была написана пьеса-притча на библейский сюжет «Мать Иисуса», которая была поставлена только в конце 1980-х. 1971-й принес своеобразную литературную стилизацию – «Дульсинея Тобосская» (через несколько лет превращенную в мюзикл на музыку А. Гладкова), 1972-й – инсценировку рассказа «Стыдно быть несчастливым», получившую широкую известность под названием «С любимыми не расставайтесь» (в конце 1970-х по пьесе снят кинофильм). В середине 1970-х Володин пишет киносценарии «Смятение чувств» и «Дочки-матери», а в 1979 появляется знаменитый кинофильм «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия). Около 30 стран приобрели фильм для зарубежного проката. Володин использует опыт драматургии XX в. с ее многообразием средств художественной выразительности. Неслучайно его пьесы привлекали внимание таких режиссеров, как О. Ефремов, Г. Товстоногов, Б. Львов-Анохин, А. Эфрос и др. Творчество Володина очень современно и даже злободневно, но в нем одновременно присутствует большой запас «долгосрочных гуманистических идей».

Володин – лауреат премии Президента РФ (1999), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, лауреат премий «Триумф» и «Золотая маска». В Санкт-Петербурге он удостоен «Царскосельской» премии, титула «Живая легенда Санкт-Петербурга».

Александр Володин умер 17 декабря 2001 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти драматурга Александра Володина.

Цитаты:

Дружба может быть без любви, а любовь не может быть без дружбы.

(«Фабричная девчонка»)

За любовь можно бороться только любовью. Злость тут не помогает.

(«Ящерица»)

Человек должен всегда оставаться самим собой. Самая выгодная позиция.

(«Пять вечеров»)

Заслуга не в том, чтобы не делать ошибок, а в том, чтобы вовремя их исправлять.

(«Пять вечеров»)

Никогда не думай, что о тебе думают, учись не зависеть от чужого мнения.

(«Пять вечеров»)

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Смотреть в ЧОУНБ

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Светлана Тарасова,
зав. сектором ОЛИ

 

Наверх