Константин Симонов «Солдатами не рождаются»

Литературный календарь – 2019: читаем книги
                           Книга-юбиляр – 55 лет

Я видел свой долг в том, чтобы в меру сил написать войну такою, какой она была, с ее тяжелыми сторонами и трагедиями, – а война в личном человеческом плане остается трагедией до своего последнего часа. Для нас же война была глобальной трагедией… Я хотел всего-навсего рассказать правду о войне такой, какой я ее видел…
Константин Симонов

Грубоватые или легко ранимые, радостные или встревоженные, герои Симонова – Серпилин, Максимов, Баглюк – входят в нашу жизнь. Мы видим их под Сталинградом, в Москве, в осажденной Одессе. Они воплощают мужество не только русского народа, но и всех народов и народностей Советской страны, всех тех, кто сплотился ради одной цели – победы.
Урбано Тавареш Родригеш, португальский писатель

Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся.
Константин Симонов

Литературный календарь ЧОУНБ, Константин Симонов «Солдатами не рождаются»

Теме беззаветного героизма советских людей периода Великой Отечественной войны посвящены произведения Константина Михайловича Симонова. Самое значительное – эпопея-трилогия – цикл романов с общим заглавием «Живые и мертвые», за которую писателю присуждена Ленинская премия (1974). В 1959 г. вышел роман «Живые и мертвые». В 1964 г. – новая встреча с героями в романе «Солдатами не рождаются», 2-й части трилогии, и в 1971 г. – в 3-й части «Последнее лето». Все романы посвящены трем разным этапам Великой Отечественной войны. Автор так определил общий замысел этого цикла: «Показать нашу армию на протяжении всей Великой Отечественной войны. И закончить роман я хотел бы примерно в тех же местах, где я его начал…». Критики отмечают талантливый показ художником правды военной жизни в ее сложнейших сцеплениях, «в связях и отталкиваниях», в действиях рядовых бойцов и в борении умов и мнений среди тех, кто руководил боевыми операциями. Эти романы как бы обобщают опыт народа, накопленный в годы войны, вбирают в себя многолетние раздумья художника над судьбами людей и Отечества.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать в библиотеке ЛитРес*

Главная идея романа «Солдатами не рождаются» заключена в его названии: солдатами не рождаются, ими становятся в бою и борьбе. Битва на берегах Волги – одна из величайших битв Второй мировой войны, победа, одержанная под Сталинградом, – крупнейшее военное и политическое событие. В произведении показаны заключительные 33 дня Сталинградской битвы, когда Советская Армия добилась коренного перелома в войне, погнала фашистов от Волги, чтобы закончить разгром их в Берлине. «Симонов рассказывает о войне, – писал Борис Полевой, – жестоко, правдиво и прямо. И эта, лишенная всякой лакировки, поистине фронтовая прямота завоевала его книгам любовь читателей. Говоря о поражениях, он рассказывает о том, как на ошибках учились люди, как рождалось воинское мастерство солдат, офицеров, генералов, как блекли иллюзии, и назревала могучая ударная сила армии». Многократно в авторских комментариях писатель напоминал о том, что его герои переживают те же тяготы и испытания, которые выпали на долю «миллионов людей, простившихся с миллионами других людей».

Судьба героев накрепко привязана к ее центральной проблеме – вере в человека, справедливости в отношении к людям. Произведения Симонова наполнены невымышленными героями. В фундамент художественных произведений автор заложил колоссальный фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем, военным корреспондентом на фронтах от Баренцева до Черного моря.

Центральной фигурой трилогии и, по признанию критиков, лучшим художественным достижением становится образ начальника штаба армии, генерала Федора Федоровича Серпилина, «человека с одной из тех биографий, что ломаются, но не гнутся», суть характера которого в сплаве человеческого достоинства и солдатской гордости. Он умный, волевой, решительный военачальник, порой жесткий, но самокритичный и справедливый человек. Симонов писал: «Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода: во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими за спиной ту же самую нелегкую биографию, которой я впоследствии наделил своего героя. Во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева, в июле 1941 года и облик командира одного из полков, где я был в те дни, – полковника Кутепова, человека, не желавшего отступать. И внешний и внутренний облик этого человека лег в первооснову образа Серпилина». В нем сочетаются талант полководца и страстная убежденность мыслителя-гуманиста. Сложность этого сочетания усугубляется особенностями биографии Серпилина – он оказывается на фронте после тюрьмы, и его собственная судьба доказывает необходимость веры в человека. Только испытывая доверие к себе, он в состоянии вести людей к победе над фашизмом. А люди, из трусости или подлости, или ограниченности, отказывающие ему в доверии, мешают Серпилину воевать. Успех полководца вытекает из его высокого нравственного принципа: «сделать так, чтобы добиться победы и действительно сберечь людей, – это и есть военное искусство». Серпилин – справедливый, честный, преданный Родине, способный в самой трудной боевой обстановке находить и принимать единственно правильное решение. У него ум стратега, мыслит он широко, самостоятельно и очень конкретно. Ему противопоставлен Батюк – недальновидный, самовлюбленный, не желающий считаться ни с чьим мнением генерал.

Многие герои знакомы по первой части трилогии – командир батальона, бывший военный журналист Синцов, политработники Бережной, Левашов, Завалишин, «маленькая докторша» Таня Овсянникова и другие бойцы и командиры. Представлены в романе образы Бастрюкова, Барабанова, Лисина, олицетворяющие карьеризм, трусость, подхалимство, слабоволие – качества, особенно нетерпимые на фронте. Со времен событий, изображенных автором в «Живых и мертвых», прошел всего год, но это был год суровых испытаний, стремительного духовного и нравственного роста, возмужания героев, проявления их лучших морально-боевых качеств: любви и преданности Родине, мужества, высокой дисциплинированности и военного мастерства, решительности и смелости. Всех этих героев, людей различных судеб, сплотила воедино опасность, нависшая над Родиной. В тяжелой битве с врагом на второй план ушло все личное, уступив место только одному желанию и единому стремлению – разгромить врага, добиться победы над ним. Никакой произвол и беззаконие времен культа личности не могли нарушить морально-политическое единство советских людей, сломить их дух, подорвать веру в правоту того дела, за которое они боролись. Таковы в романе несправедливо пострадавший Серпилин, Синцов, которого тоже коснулись подозрительность и недоверие. Роман поражает богатством конкретных наблюдений. Работая над трилогией, Симонов в течение нескольких месяцев встречался с участниками боев. Повествование основано на документальных материалах архивов и библиотек. Симонов рассказывал: «У меня во фронтовом блокноте есть запись о встрече с одним командиром дивизии в сорок четвертом году – она занимает всего пять-шесть страничек… и не будь этих страничек, я бы никогда не написал в «Солдатами не рождаются» и «Последнем лете» генерала Кузьмича так, как я его написал. Я… больше никогда его не видел, но записи были так точны, что именно этот характер мне захотелось вывести в романах».

Изображая решающие этапы военных действий, автор создает художественную историю всей войны. В Сталинградской битве проявилось превосходство советского военного искусства. Роман К. Симонова – яркое произведение о героизме русских людей в период окружения и разгрома фашистских войск на Волге, ставший переломным моментом войны. «Солдатами не рождаются» К. Симонова, по утверждению М. Алексеева, – «наиболее значительное прозаическое произведение писателя». Ю. Бондарев писал: «Мы знаем, как сейчас велик интерес к документу, к достоверному факту, к реконструкции событий. В характере людей мы исследуем историю. В событиях истории мы познаем человека».
Исследователь советской литературы Эдвард Павляк в книге «Память и постоянство» (Варшава, 1980) назвал трилогию К. Симонова «произведением, как о судьбах людей, так и о самой истории, вторгшейся и в жизнь отдельного человека, и в жизнь всего народа». Критики единодушно признают достоинством трилогии то, что французский писатель Пьер Гамарра выразил понятиями: «монументальность, панорамность, энциклопедичность».

Цитаты:

«Эх, голова, голова наша командирская! – подумал Синцов. – Сколько раз под горячую руку обещали и снять ее и оторвать, а ничего, все еще держится на плечах! И верить людям не разучиваемся, хотя, случалось, и подводили. Но разве сравнишь это с тем, сколько раз они твою голову спасали и стойкостью, и кровью, и прямой жертвой жизни? Даже и ставить нельзя рядом одно с другим, если воюешь вместе с людьми, а не просто дрожишь за свою голову. Вера в людей! Где ее мера и в чем ее заблуждение? А заблуждения тоже бывают, и чаще всего не там, где ждал…».

Но за этой кажущейся грубостью слов стоит неотступная тревожная мысль о десятках и сотнях тысяч человеческих жизней, ответственность за которые война положила на плечи именно этого, а не какого-то другого человека. И рядом с этим неотступным и грозным почти ни у кого не остается сил и времени думать о тех всего-навсего двух или трех людских жизнях, которые составляют или составляли семью этого человека. О них мало кто думает, думая о нем. И он сам бы удивился, если бы о нем думали иначе.

Еще сутки назад думал: «Мой батальон» – про тот, что там, в Сталинграде, а сейчас, после суток боя, думаешь «мой» уже об этом, и даже сам не заметил, когда, в какую минуту, это произошло. И не потому, что забыл прежнее, а просто одна война заслонила собой другую. Сегодняшняя – ту, что была раньше. Конечно, с точки зрения фронта или даже армии это бесконечно малая величина – батальон, которым ты сегодня командовал. Но с твоей собственной точки зрения и с точки зрения трехсот людей, вместе с которыми воевал, этот батальон сегодня – вся жизнь. И ты не хочешь расстаться с ними и с ним… Ни триста человек, ни один человек не могут чувствовать себя в душе бесконечно малой величиной. Ты можешь считать себя бесконечно малой величиной.

«Убит, убит… опять убит, – подумал он, глядя на медсестру. – Только всюду и слышишь: «убит». Люди уже начинают забывать, что можно умереть не от бомбы, не от мины и не от пули, а просто от ничего, от болезни. И он сам забыл об этом. А сейчас сидит тут и снова знает, что это так и что это еще страшнее, если вообще смерть может быть страшнее смерти.

Отзывы читателей

…писатель удивительно умело сумел описать боевые действия армии и отдельных подразделений на подступах к Сталинграду, взаимодействие войсковых частей… Интересно было оказаться в глубоком тылу в Ташкенте вместе с докторшей Таней… Женщины и дети тянули на себе волок непосильных работ, при этом в жутких условиях … я прочту и третью часть трилогии…интересно, что же станет с полюбившимися героями.

TatiNe


У Симонова получается описать героев и события так, чтобы все они вызывали в душе отклик: плохой, хороший, но уж точно нет ни одного, который бы просто прошел мимо восприятия со своей непростой историей…А у меня, пожалуй, снова не хватит слов, чтобы описать бурю эмоций, на протяжении долгого чтения второй части…Главные герои, прямо скажем, все как на подбор…Серпилин, который был мне не так дорог в первой части, а во второй я его всей душой полюбила. Синцов, который просто мужчина-мечта…стал настоящим комбатом, который себя не жалеет и солдат не жалеет. но зазря не кладет. Я просто в восхищении… Ну и Таня. Таней я, конечно, восхищаюсь как солдатом и как женщиной…

evgenia1107

Разве можно что-то еще сказать, добавить, кроме того, что уже есть в этой книге? Не знаю, мне, пожалуй, и сказать-то нечего... Эту книгу нужно прочитать. Даже не просто прочитать, а прочувствовать.

mariyka

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:
83.3Р6
Р893
Д-273258–БО
Симонов Константин Михайлович // Русские писатели 20 века : биогр. слов. / сост. П. А. Николаев. – Москва : Большая Рос. энцикл. : Рандеву-АМ, 2000. – С. 638–640.

68.4я1
Д 548
М-529344-БО
К. М. Симонов «Солдатами не рождаются» : (материалы к читат. конф.) // Дни воинской славы России : аннот. библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка ; [сост. И. С. Баушев и др. ; отв. ред. Г. С. Шевченко]. – Москва : Пашков дом, 2005. – С. 150–155. – (К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне).

О войне с более высокой точки зрения // Большая литература: основные тенденции развития советской художественной прозы. 1945–1985 гг. : шестидесятые годы / А. И. Овчаренко. – Москва : Современник, 1985. – С. 156–187.

Тавареш Родригеш, У. Константин Симонов и тема войны / Урбано Тавареш Родригеш // Иностранная литература. – 1981. – № 2. – С. 258–259.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх