Наум Орлов

 Литературный календарь – 2019: читаем книги

Я очень люблю актера. Актер требует любви и чувствует её. У него всегда очень сложное положение, он всегда хочет много работать и никогда не виноват, что мало занят в репертуаре. Понимать это и быть художественным руководителем – очень тяжелое бремя.
Наум Орлов

Чем больше времени проходит с того момента, как он ушел от нас, тем его фигура становится более глобальной. Сегодня я не вижу равных ему режиссеров с такой огромной эрудицией. Человек-педагог, человек-организатор, просто человек, который думал о каждом из нас.
Юрий Цапник

Литературный календарь ЧОУНБ, Наум Орлов

Наум Юрьевич Орлов – советский и российский театральный режиссёр, педагог, почетный гражданин г. Челябинска.

Читать в ЧОУНБ

Наум Орлов родился 20 февраля 1924 г. в Чернигове. Окончил Киевский институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого. Работал в одесском Театре юного зрителя. Десять лет был режиссером Одесского драматического театра им. Октябрьской революции.
В своей дальнейшей работе режиссер все больше обращался к постановкам русской классики. С 1965 по 1973 г. он – главный режиссер Казанского большого драматического театра им. В. И. Качалова. Здесь проявился его интерес к драматургии М. Горького, который будет сопутствовать всей его творческой жизни.

С 1973 г. – главный режиссер Челябинского академического театра драмы им. С. Цвиллинга. Для премьеры в те времена требовалось что-то советское и надежное, тем не менее первым спектаклем Наума Юрьевича стал мюзикл «Иосиф Швейк против Франца Иосифа». Постановка оказалась успешной и продержалась в репертуаре 17 лет.

Спектакль «Русские люди» (1975) был отмечен положительными отзывами самого автора пьесы Константина Симонова на гастролях театра в Москве.
Наум Юрьевич ставит пьесы У. Шекспира, русскую классику и в то же время развивает любимую горьковскую тему. Его принцип: формировать репертуар из хороших пьес разных жанров, где всегда есть место жестким отношениям и тонкому психологизму. Его спектакли – это исследование человеческой природы в целом и проблем «маленького человека», в частности.

Как режиссер и педагог Наум Юрьевич подчеркивал, что стремится воспитывать в зрителях и студентах прежде всего интеллигентность, духовность и доброту. Драматический театр под руководством Наума Юрьевича стал известен в стране и долгие годы был мощным духовным центром нашего города. В 1986 г. театр удостоился звания «академический».

Наум Орлов умер 1 августа 2003 г. Похоронен на Успенском кладбище г. Челябинска.

Избранные постановки в Челябинском драматическом театре:

«Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Я. Гашеку (1974)
«Русские люди» К. Симонова (диплом I степени Министерства культуры СССР, 1975)
«Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру (1975)
«Протокол одного заседания» А. И. Гельмана (1976)
«Егор Булычев и другие» М. Горького (1977)
«Баня» В. Маяковского (1977)
«Деньги для Марии» по В. Г. Распутину (1978)
«Жестокие игры» А. Н. Арбузова (1979)
«Отелло» У. Шекспира (1979)

Цитаты:

Театр – это открытость! Театр – это радость!

Мой принцип в работе с актерами – доверие и понимание.

Мы видим перед собой большую, благородную цель, ради которой хочется жить и работать – будить в сердцах людей самое лучшее, чистое, светлое.

Читать в ЧОУНБ

Отдел литературы по искусству Публичной библиотеки приглашает на книжную выставку «Эпоха Наума Орлова», посвященную 95-летию театрального режиссера и педагога. Выставка экспонируется до конца марта в читальном зале № 6 (2-й этаж) Публичной библиотеки.

Материал подготовила Наталья Козлова,
ведущий библиограф отдела литературы по искусству

Наверх