Всеволод Мейерхольд

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам.
Всеволод Мейерхольд
Он был как корабль, который постоянно менял свой курс, часто эти колебания были ошибочными, но без них, без этих “плодотворных” ошибок он никогда не мог бы создать тех нескольких поистине великих спектаклей, не только сделавших Мейерхольду его имя, но и давших импульс развитию всего искусства 20 века. В двойственности Мейерхольда был залог его гениальных театральных находок, но и его гибели.
Михаил Чехов

Литературный календарь ЧОУНБ, Всеволод  Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд – выдающийся режиссер, актер и педагог, теоретик и новатор театра.

Читать в библиотеке ЛитРес*
Заказать книги в ЧОУНБ

Всеволод Мейерхольд (настоящее имя Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1874 года в Пензе, в семье обрусевших выходцев из Германии. В детстве Мейерхольд часто играл в любительских спектаклях с братьями и сестрами. После окончания Пензенской гимназии Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета, а впоследствии в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс В. И. Немировича-Данченко. В 1898 г. выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в труппу Московского Художественного театра. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. В 1902 г. Мейерхольд покинул МХТ и переехал в Херсон, где возглавил организованное им «Товарищество новой драмы» и выступил как режиссер. В 1906 г. Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром своего театра. Здесь за один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, вызвавших оживленные дискуссии. Например, о спектакле «Балаганчик» по драматическому произведению Александра Блока вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. «Балаганчик» стал театральной сенсацией Петербурга и первой постановкой российского «театра условности».

С 1907 г. Всеволод Мейерхольд был главным режиссером Императорских театров – Александринского и Мариинского. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров – экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками.

В 1918 г. Мейерхольд стал коммунистом – он хотел служить своим искусством революции. К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому, используя средства выразительности площадных зрелищ, фольклорную стихию, традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. Оформил спектакль художник-авангардист Казимир Малевич. В 20-е годы в Москве открылся собственный театр Мейерхольда – «Театр РСФСР-1». Через несколько лет он стал называться Государственным театром имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). Его актёры проходили специальное обучение в Государственной экспериментальной театральной мастерской, в которой основным предметом была система упражнений для актеров – «биомеханика». Мейерхольд стремился придать зрелищу геометрическую точность формы, акробатическую лёгкость и ловкость, спортивную выправку.

Литературный календарь ЧОУНБ, Всеволод  МейерхольдС 1930 г. и вплоть до закрытия театра Meйepxoльд выпускает целый ряд сильнейших спектаклей. Однако, несмотря на самозабвенный труд по развитию театрального искусства и мировой пропаганде достижений новой России, творчество режиссера оказалось в опале. В 1934 г. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Чаще стали звучать обвинения во враждебности «мейерхольдовщины» и чуждости его поисков.
Мейерхольд оставался верен режиму Сталина, но, как и многие верные коммунисты, был отнесен к «чужим», арестован, а в феврале 1940 г. расстрелян как шпион. Усилиями членов семьи и ряда правозащитников лишь в 1955 г. удалось снять ложные обвинения и посмертно реабилитировать имя великого режиссера.
Всеволод Мейерхольд – одно из важнейших имен советской и мировой художественной культуры первой половины XX в. Этот гениальный режиссер в корне изменил традиционные представления о театре. Мейерхольд отказался от отживших шаблонов и вернул театральное представление к его историческим корням: уличному балагану и цирку. Наследие Мейерхольда по-прежнему востребовано, современно и актуально.

Цитаты:

Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.

Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой, законы музыки и законы живописи переходят в театр через воображение режиссера.

Если мы посмотрим, из чего возникает актерская игра, то мы с уверенностью можем сказать, что она зарождается в детской, в самом раннем детстве мы только и делаем, что переряживаемся, что мы валяем дурака, что мы составляем такие комбинации, в которых, собственно говоря, есть элемент театрального искусства.

Фантастическим является, по существу, театр, сам театр, разве это не фантастическая штука, возникает то улица, то кабак, то возникает салон, то еще что-нибудь, конечно, это фантастика, и кино фантастическое, когда кадры сменяются так, что вы то в доме, то в паровозе и т. д., все искусство фантастично, и этим оно отличается от жизни…

Источники:
Д-274351 Ч-6
85.334
Р 894
Всеволод Эмильевич Мейерхольд // Русский драматический театр: энциклопедия / под общ, ред. М. И. Андреева и др. – Москва, 2001. –
С. 275–278.

Д-282885 Ч-6
92
З-721
Мятежный гений: Всеволод Эмильевич Мейерхольд // Знаменательные даты. 2014 : универс. энциклопед. календарь-журнал для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки и культуры, любителей искусства и словесности / [гл. ред. Е.Тихонова, отв. ред. О. Бородин и др.]. – Москва, 2013.– С. 208.

Всеволод Мейерхольд [Электронный ресурс] // Культура РФ: портал.– Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8760/vsevolod-meierkhold, свободный. – Загл. с экрана.

Читать в библиотеке ЛитРес*
Заказать книги в ЧОУНБ

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Отдел литературы по искусству Публичной библиотеки приглашает на книжную выставку «От театрального балагана к трагедии судьбы», посвященную 145-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, гениального режиссера, творчество которого определило театральный облик XX в.

Материал подготовила Татьяна Чуватина,
вед. библиотекарь ОЛИ

Наверх